ЗИНДӢК̣ (мн. ч. зана̄дик̣а) — термин, которым в богословской полемической литературе обозначали последователей немонотеистических религий, главным образом «дуалистов» — манихеев, маздакитов, хуррамитов; в более широком смысле — «неверующий в Аллаха», противоположное «верующему» (му’мин). Слово зиндик попало в ислам из иранской лексики эпохи Сасанидов: маздакиты называли зиндиками тех инакомыслящих, которые создавали новое, аллегорическое толкование Авесты. Широкое употребление термина зиндик в исламе объясняется его скорее политическим, чем религиозным характером. Зиндиками объявляли тех, чье «неверие в Аллаха» (зандака) представляло опасность в первую очередь для государственной власти, а не для веры (хотя формально зиндиков обвиняли в религиозном «заблуждении»). Факихи приравнивали зандака к поношению Пророка, что каралось смертной казнью. Первым зиндиком в исламе, казненным за пропаганду зандака (первым высказался о сотворенности Корана), был ал-Джа‘д. б. Дирхам (повешен в 742-43 г. в Ираке). В правление халифа ал-Махди (775—785) была учреждена специальная должность судьи—надсмотрщика за зиндиками (сахиб или ‘ариф аз-зандака). Одной из первых жертв этой политики стал шиитский поэт Башшар б. Бурд (уб. в 783 г. по приказу ал-Махди), обвиненный в «предпочтении огня земле» — в оправдании Иблиса, который предпочел огонь глине. Как зиндик был повешен современник Башшара, Салих б. ‘Абд ал-Куддус, проповедовавший, что мир имел два предвечных начала — Свет и Тьму, которые со временем смешались.
Ханбалиты, активно претендовавшие на роль, «ревнителей правоверия», подразделяли зиндиков на пять категорий. Они причисляли к зиндикам не только манихеев и маздакитов, обвиняя их в «дуализме», но и «крайних» шиитов, суфиев, му‘аттилитов. «Крайних» шиитов (а по аналогии с ними и «умеренных») они называли зиндиками за признание божественной эманации, суфиев — за учение о «единении» с богом, предполагающем, по мнению ханбалитов, признание равенства между творцом и сотворённым, му‘аттилитов— за отрицание творца и представление о мире как о соединении четырех элементов (стихий). Всех их, как правило, обвиняли и в стремлении освободиться от предписаний ислама.
В истории ислама было немало показательных судов против зиндиков: их устраивали маликиты — на Западе, ханафиты — при Османах. «Опровержение» зиндиков (наряду с другими «заблудшими») было распространенной темой средневековой полемической литературы. Термин зиндик употребляется и в современной публицистике: традиционалисты, или «фундаменталисты», применяют его к тем деятелям, которые, по их мнению, недостаточно заботятся об интересах ислама.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 401—402; Бадави. Ал-Илхад, 27—40; G. Vajda. Les zindiqs en pays d’lsIam au début de la période abbaside.— RSO. 1938, 17, 173—229; Fr. Gabrieli. La «Zandaqa» au 1-er siècIe abbaside.-— Elaboration, 23 — 38: L. Massignon. Zindik.— EI, 4, 1329—1330.
С.М.Прозоров