ИБН ТАЙМӢЙА, Так̱ӣ ад-дӣн Ах̣мад (1263—1328) — теолог, суфий и правовед ханбалитского направления. Родился в Харране, в 1269 г. в связи с приближением монгольских войск его отец переехал с детьми в Дамаск, где И. Т. учился в Мадраса Суккарийа, которую возглавлял его отец и во главе которой он встал сам в 1284 г. В 1296 г. начал преподавать в дамасской Мадраса Ханбалийа. В последующие годы принимал активное участие в организации джихада в связи с походом мамлюкского султана ал-Малика ал-Мансура Ладжина на Малую Армению, а затем — в связи с угрозой монгольского нашествия на Сирию. В 1306—1312 гг. И. Т. находился в Египте, где вступил в полемику с местными богословами различных направлений, был обвинен в антропоморфизме (ат-ташбих), подвергнут тюремному заключению, а когда его выпустили на свободу, возобновил борьбу с тем, что он считал «недозволенными новшествами» (бид‘а), и вновь был заточен в тюрьму. В 1313 г. он вернулся в Дамаск, где занялся преподавательской деятельностью. Но и здесь он дважды (в 1321 и 1326 гг.) подвергался тюремному заключению и умер в цитадели.
Свое ханбалитское кредо И. Т. пытался построить на принципе «золотой середины» (васат), т. е. на совмещении элементов калама (опора на разум—‘акл), традиционализма (опора на традицию — накл) и суфизма (опора на волю — ирада). Подчеркивая необходимость описывать бога только так, как он характеризуется в Коране и сунне, в области догматики он одинаково отвергал и отрицание божественных атрибутов (та‘тил), и сравнение Аллаха с его творениями (ташбих), и символико-аллегорическое толкование священных текстов (та’вил). В вере (иман) он выделял чувство, на котором она построена, формулы, в которых она выражается, и действия, благодаря которым она достигает полноты, указывая на необходимость добровольного и абсолютного доверия слову божьему и высказываниям Пророка (таслим) и признания того, что высшие тайны бытия ведомы только Аллаху (тафвид). Как салафит, И. Т. отдавал предпочтение мнению сподвижников и последователей Пророка перед доктринами основателей мазхабов, а при определении правил иджтихада высказывался за безусловное предпочтение текста Корана и хадисов (насс), принижая тем самым значение иджма‘. Вместе с тем он отводил значительную роль суждению по аналогии (кийас). Неустанно борясь с «недозволенными новшествами», он подвергал критике попытки привнесения в ислам элементов философии, ориентированной на эллинско-эллинистические традиции (фалсафа), рационализма калама (в частности, и аш‘аритского), культа «святых» и практики паломничества к могиле Пророка. Будучи сам последователем «правоверных суфийских шайхов», к которым он причислял Ма‘руфа ал-Кархи, Сари ас-Сакати, ал-Джунайда и ‘Абд ал-Кадира ал-Джили, И. Т. отвергал учения суфиев-пантеистов (в том числе Ибн ал-‘Араби, Ибн Саб‘ина, Ибн ал-Фарида), отождествлявших бога с предметами и лицами эмпирического мира (хулул) или с единственностью бытия (вахдат ал-вуджуд).
В области политики И. Т. выступал за нерасторжимое единство государства и религии: без могущественного государства религия оказывается в опасности, без шари‘ата государство скатывается к тирании. Его теория государства в отличие от других суннитских теорий утверждала необязательность халифата, признавала возможность существования одновременно более одного имама и отрицала суннитскую концепцию его выборности. Существование подлинной выборности он отрицал и в раннем исламе, при этом он признавал законность четырех «праведных халифов», указывая на явное превосходство (тафдил) Абу Бакра и ‘Умара и на возможность колебаний (таваккуф) в признании заслуг ‘Усмана и ‘Али. В вопросе о власти И. Т. превозносил принцип мубайа‘а—обоюдной клятвы имама и уммы в преданности и лояльности друг другу, отрицал обязательность принадлежности главы государства к курайшитам и считал, что требовать от него особых физических, интеллектуальных и моральных качеств — значит ставить перед творением божьим заведомо невыполнимую задачу и «грешить против бога». Главное, с его точки зрения, чтобы государь (вали ал-амр) был наделен качествами, необходимыми для успешного функционирования государства. И. Т. резко осуждал использование власти в корыстных целях, а равно стремление к власти и обогащению как самоцели.
В XVIII в. идеи И. Т., возрожденные Мухаммадом б. ‘Абд ал-Ваххабом (ум. в 1792 г.), легли в основу ваххабизма (см. ал-ваххабийа), поддержанного династией Саудидов и ныне являющегося официальной идеологией Саудовской Аравии.
Лит-ра: Ибн Таймийа. Маджму‘ат ар-раса’ил ва-л-маса’ил. Каир, 1930; он же. Ар-Радд; Маджму‘ат фатава шайх ал-ислам Ибн Таймийа. 1—30. Эр-Рияд, 1961—1964; Ибн Таймийа. Ас-Сийаса аш-шар‘ийа. Бейрут, 1966; М. Й. Муса. Ибн Таймийа. Каир, [б. г.]; М. X. Харрас. Шарх ал-‘акида ал-васитийа ли-шайх ал-ислам Ибн Таймийа. Каир, [б. г.]; И. Laoust. Essai sur les doctrines sociales et politiques de Taki-d-Din Ahmad b. Taimiya. Le Caire, 1939; он же. Le traité de droit public d’lbn Taimiya. Beirut, 1948; G. Makdisi. The Hanbali School and Sufism.— Humaniora Islamica. [Б. м.], 1974, 2, 61—72; Lambton. State, 138—151; M. Swartz. A Seventh-Century (A. H.) Sunny Creed: The ‘Aqida Wasitiya of Ibn Taimiya.—Humaniora Islamica. [Б. M.J, 1973, 1, 91 — 131; H. Laoust. Ibn Taymiyya. — El, NE, 3, 976—979; G. Makdisi. Ibn Taimiya.—El, NE, 3, 951—955.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев