ЙА‘К̣ӮБ — коранический персонаж, благочестивый человек, пророк из рода Ибрахима, отец Йусуфа, библейский Иаков. В Коране назван рядом с Исхаком как потомок Ибрахима. Его благочестие и пророческая миссия описаны как выражение благословения Аллаха всему роду Ибрахима (Авраама) (2:136/130, 140/134; 6:84; 19:49/50; 21:72; 29:27/26). В суре 37:113, возможно, содержится намек на И. и Исава — «а в потомстве его и удачливый, и явно повредивший самому себе». Он упоминается также в конечной части рассказа о Йусуфе: И. приказывает сыновьям не входить в Египет через одни ворота; его слепоту излечивает наброшенная на лицо рубашка Йусуфа (12:67—68, 93—96). В Коране упоминается и второе имя И.— Исра’ил. Употребляется главным образом в составе названия исраилитов — бану Исра’ил. Сам он назван этим именем лишь однажды: «Всякая пища была дозволена сынам Исра’ила, кроме того, что запретил Исра’ил сам себе раньше, чем была ниспослана ат-Таура» (3:93/87). Этот айат имеет в виду содержащееся в Книге Бытия (32:32) объяснение запрета на употребление в пищу жил бедра. Иаков повредил бедро в борьбе с ангелом, и за эту борьбу он получил новое имя — Исра’ил.
Мусульманское предание, однако, говорит лишь о том, что у Исра’ила было заболевание жил бедра, отсюда и запрет. Имя же его возводится к глаголу асра — «идти ночью», т. к. он, опасаясь своего брата, передвигался со стадами только ночью.
Упоминание об этом запрете в Коране связано с неоднократно повторяемой в нем идеей, что пищевые запреты иудеев не ниспосланы им изначально в божественном откровении, но наложены на них позднее за грехи.
В послекоранических преданиях и комментариях особое внимание уделяется рассказу о борьбе Й. и Исава еще в утробе матери, когда Исав силой оттеснил Й., который должен был первым появиться на свет. Приводится много сюжетов, связанных с историей Йусуфа: Й узнает о преступлении сыновей от чудесным образом заговорившего волка, издали ощущает, что его сын жив, и т. д.
Принято считать, что в начале мекканского периода Мухаммад считал Й. сыном Ибрахима. Однако соответствующие места коранического текста с большой долей вероятности следует понимать как перечисление пророков среди потомков Ибрахима, а не как перечисление его сыновей.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 353—413; он же. Тафсир, 1, 439—443, 4, 2—5; ас-Са‘лаби. Кисас, 61—65, 75—76; ал-Киса’и. Кисас, 153 — 155; ал-Байдави. Тафсир, 1, 165—166; Horovitz. Untersuchungen, 91, 135—138; Speyer. Erzählungen, 170, 192—193, 213, 216—220; Paret. Kommentar, 75, 145; A. J. Wensinck. Isra’il. — EI, 2, 593; B. Heller. Ya‘kub.—Там же, 4, 1246—1247.
М.Б.Пиотровский