Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.
Мадраса Кулбаба Кукалдаша (60-70-е гг. XVI в.), названная по имени строителя — молочного брата и ближайшего соратника ‘Абд Аллах-хана II, расположена в северной части ансамбля и главным южным фасадом обращена на торговую площадь. К западу от нее некогда находилась соборная мечеть Шона (снесена в 60-е гг. XX в.), возведенная отцом строителя мадрасы — амиром Йар Мухаммад-ата, воспитателем ‘Абд Аллах- хана. Традиционная в плане, мадраса по количеству худжр (более 150)— самая большая в Бухаре, приподнята на довольно обширной суфе — площадке (сахн), ныне укороченной более чем наполовину. Вход на главном фасаде оформлен монументальным порталом с глубокой сводчатой нишей, фланкированной по сторонам изящными колоннами из полупрозрачного зеленого оникса. Наружные боковые и задний фасады, подобно главному, оформлены по второму этажу глубокими лоджиями. В стенах вестибюля, состоящего из трех помещений, вытянутых по поперечной оси, расположены входы — в мечеть, дарс-хану, на лестницы, ведущие на второй этаж в помещения библиотеки, и в коридоры, выводящие во двор. Дополнительные входы в мечеть и дарс-хану устроены на главном фасаде; был еще один вход на восточном фасаде, оформленный глубокой сводчатой нишей. Квадратные в плане, с глубокими нишами на осях, мечеть и дарс-хана имеют уникальные перекрытия, представляющие собой систему пересекающихся арок; в декорации использованы ганчевые своды и сталактиты. Большой двор мадрасы обведен в два этажа аркатурой, за которой располагаются худжры, в некоторых из них сохранился декор— росписи, резьба по ганчу (алебастр). На главной оси двора устроены глубокие айваны, оформленные массивными порталами. На них сохранились фрагменты коранических надписей, выполненных почерком сулс. В тимпанах арок снаружи и внутри здания остались фрагменты от некогда богатого декора расписной майоликой. На главном фасаде сохранились деревянные резные ворота, сильно поврежденные. Их полотнища, собранные из звездчатых фигур, образуют сложный гирих. В XVI в. мадраса Кукалдаш была построена и в Ташкенте.
В первые десятилетия XVII в. к югу от мадрасы на средства вазира Имам-кули-хана — Надира Диван-биги были возведены основные сооружения ансамбля: ханака, мадраса и хауз, получившие названия по имени основателя. Ханака замыкает ансамбль с запада, возведена на довольно высокой суфе и обращена главным фасадом на восток.
План архитектурного ансамбля Ляби (Лаб-и) Хауз 1) Мадраса Кукалдаш; 2) мечеть Шона; 3) торговая площадь; 4) хауз; 5) ханака Надир Диван-биги; 6) мадраса Надир Диван-биги; 7) мадраса дамуллы Ир-Назара Ильчи
Стройный портал с глубокой нишей фланкирован угловыми башнями (гулдаста). В боковых фасадах также расположены входы, отмеченные невысокими порталами. Первоначальный декор интерьера ханаки во время капитального ремонта при амире ‘Алим-хане, в 1914—1916 гг., был закрыт надписями и орнаментами, выполненными масляными красками. Над михрабной нишей приведены фрагмент коранической надписи и даты возведения и ремонта. Вокруг центрального зала в два этажа расположены небольшие худжры. В 70-е гг., на основании документальных остатков, был восстановлен мозаичный декор главного фасада. Прямоугольный, со срезанными углами хауз расположен к востоку от ханаки. Предположительно он устроен на месте более древнего и меньшего по размерам хауза. Это довольно сложное инженерное сооружение для хранения воды, поступающей по тазару (подземный канал, перекрытый сводом) из расположенного рядом Шахруда. Дно хауза покрыто водонепроницаемым раствором, ступенчатые стены сложены из блоков известняка.
Мадраса (1622-1623), замыкающая ансамбль с востока, имеет в плане неправильную конфигурацию, подчиненную топографии этого участка городской территории. Здание отличается от обычной мадрасы рядом особенностей: отсутствием мечети, дарсханы и дворовых айванов; в восточной части имеется коридор, который вел к конюшне. Это объясняется преданием, что первоначально сооружение задумывалось как караван-сарай, но в процессе постройки планы заказчика изменились. Главный фасад здания обычен для мадрасы: в центре расположен мощный портал с двухэтажными лоджиями в крыльях, фланкированный на углах башнями. Большой интерес представляет восстановленная в 70-е гг. зооморфная декорация тимпанов портала, выполненная в технике полихромной мозаики: к лучистому солнцу устремляются фантастические птицы, держащие в когтях фантастических же животных.
В 179Ф-1796 гг. на северной стороне площади, неподалеку от мадрасы Кукалдаш, появилась мадраса дамуллы Ир-Назара Ильчи, со временем превращенная в караван-сарай (снесена в 50-е гг. XX в.). Согласно преданию, деньги на ее строительство были переданы послу амира Шах-Мурада—Ир-Назару Максютову Екатериной II.
Здания ансамбля Л. X. отреставрированы.
Лит-ра: Статья Е.Некрасовой (E.Nekrasova) в каталоге альбома: Р.Chuvin е.а. Les arts de l’Asie centrale. Citadelles. Р., 1999, 553.
Е.Г.Некрасова