МАККА — Мекка, священный город мусульман, в котором находится главная мечеть Масджид ал-Харам с ал-Ка‘бой, родина основателя ислама, Мухаммада. Древний культовый центр арабов. Согласно мусульманским легендам — место, где некоторое время жили Адам и Ева, Шис, Ибрахим, Исма‘ил и Хаджар. Одна из священных «заповедных» территорий ислама (ал-харам). Согласно преданию, М. заселялась последовательно различными древними племенами — джурхум, хуза‘а. С конца IV в. заселена племенем курайш. На рубеже VI—VII вв. поселение занимало пространство вдоль вади на северо-восток от ал-Ка‘бы на 800—900 м (Верхний город, ал-Ма‘ла) и примерно на 500 м к юго-западу от нее (Нижний город, ал-Масфала). В центре, южнее ал-Ка‘бы, был базар. Жилые кварталы состояли из больших участков, обнесенных стенами, внутри которых располагались жилища родственных семей. Общее число жителей в это время — 6—7 тыс. человек. Особое положение М.— отсутствие воды для орошения, запрет заниматься земледелием и охотой на священной территории в сочетании с признанием ее окружающими племенами неприкосновенной— способствовало занятию курайшитов торговлей; безопасность прохождения караванов в Сирию, Ирак и Йемен обеспечивалась соглашениями с окружающими бедуинскими племенами, которые получали известную долю прибыли от этой торговли. К началу VII в. в М. насчитывалось несколько десятков семей, распоряжавшихся крупными капиталами. Они исполняли различные почетные обязанности, связанные с обеспечением паломников, и приобретали благодаря этому авторитет в глазах соплеменников.
Покинув М. (хиджра), Мухаммад не стал противопоставлять новый молитвенный дом в Медине, ал-Ка‘бе и даже ориентировал его на нее (кибла). Завоевание мусульманами М. в 630 г. не только восстановило ее особое положение как культового центра, но и подняло на новую высоту: в обряд паломничества наряду с обходом ал-Ка‘бы (таваф) было включено посещение горы ‘Арафат, прежде связанной с другим культом; паломничество в М. было объявлено одним из столпов ислама.
При Омейядах М. выросла и совершенно изменила облик: на месте одноэтажных построек появились многоэтажные дома и дворцы. Наместники, управлявшие М., соорудили цистерны, провели акведук, в окрестностях города, появились сады. Поток средств со всего Халифата в виде жалованья и различных субсидий, а также доходы от паломников превратили мекканцев в привилегированную группу мусульман.
В М. сложилась своя школа мусульманского правоведения и хадисоведения, которая приобрела особое значение, поскольку в М. хоть раз в жизни бывали все мусульманские ученые, многие жили там по нескольку лет.
Вплоть до начала XIX в. М. управляли наместники тех государств, которые осуществляли власть над Западной Аравией, но во внутренней жизни города решающую роль играли тарифы. В 1802 г. М. была захвачена ваххабитами, продержавшимися там несколько лет. В 1926 г. в М. короновался Ибн Са‘уд.
В течение всех 14 веков ислама М. считается закрытым для иноверцев городом, но начиная — с XVIII в. отдельные европейские исследователи проникали в нее под видом мусульманских паломников, их описания города служат единственным объективным источником сведений о Мекке XVIII—XIX вв. До начала XX в. М. занимала примерно ту же территорию, что при Аббасидах, имея около 50 тыс. постоянных жителей. В настоящее время М. разрослась, связана с внешним миром сетью шоссейных дорог, имеет современный аэропорт. Население около 400 тыс.
Лит-ра: Wüstenfeld. Die Chroniken; Snouck-Hurgronje. Mekka; H. Lammens, A. J. Wensinck. Mecca.— El, 3, 437 — 448.
О. Г. Большаков