МАНА̄РА [(«место, где зажигают огонь», «маяк»); также ми’зана или ма’зана («место, с которого возглашают азан») и саума‘а («келья отшельника»)] — минарет, башня при мечети, с которой возглашают призыв на молитву. Восходит, вероятно, к христианской колокольне. Сведения о сооружении первых М. по приказу Му‘авии в Басре и Фустате пока не имеют подтверждения. Первый достоверно известный М., дошедший до нас, — угловая юго-западная башня мечети Омейядов в Дамаске (верхняя часть надстроена в XV в.), включенная в конструкцию мечети вместе с частью стены теменоса I в. н. э., поэтому нельзя. утверждать, что эта и другие башни использовались для возглашения азана. Во всяком случае, как показали раскопки, соборная мечеть Васита, построенная в последние годы VII в., М. еще не имела, как и все другие мечети омейядского времени.
Первые специально построенные М. относятся к середине IX в. (Самарра, мечеть Ибн Тулуна в Фустате, мечеть Сиди ‘Укба в Кайруане). До XIII в. при мечети был только один М., который, как правило, ставился отдельно от ее здания (исключение — Мекканская мечеть с четырьмя М.). В XIV в. в Иране и Средней Азии попарная симметричная постановка М. по обе стороны от портала или по углам мечети дворового типа становится господствующей, затем этот прием проникает в Египет и Йемен.
Форма М. определяется местными архитектурными традициями, поэтому локальные варианты очень устойчивы: в западной части мусульманского мира от Сирии до Пиренейского полуострова М. имел форму квадратной башни из одного или нескольких уменьшающихся объемов, лишь в мамлукское время в Египте пропорции М. удлиняются, квадратное основание сочетается с восьмигранным и круглым стволом. В восточной части — М. цилиндрический, слегка сужающийся кверху (иногда гофрированный), завершающийся массивным фонарем. Первоначально приземистый, он постепенно вытягивается, становится двух-, а иногда и трехъярусным. В Малой Азии в османское время появляются высокие тонкие М. с острой конической крышей, которые распространяются по всей Османской империи. В результате перестроек многие М. Сирии и Египта представляют собой причудливое сочетание нескольких стилей. В современной архитектуре формы М. очень разнообразны: от традиционных местных до всевозможных вариантов современных конструктивных решений.
Лит-ра: J. Pedersen. R. A. Kern, Е. Diez. Masdjid.— EI*, 3, 318—389.
О.Г.Большаков