Марджани, мечеть (она же мечеть Эфенди, Первая соборная, Юнусовская) в Казани — один из интереснейших памятников татарской культовой архитектуры последней четверти XVIII — XIX в. Двухэтажное кирпичное здание мечети построено в 1767— 1770 гг. в первом (после 1552 г.) официально зарегистрированном мусульманском приходе Казани с личного разрешения Екатерины II на средства татарского купечества города. Над входом в мечеть сохранилась надпись с именами строителей-татар.
Первоначальное здание имело габариты 13×30 м и вход с северной или восточной стороны и относилось к типу двухэтажных, двухзальных мечетей с минаретом на крыше, полукруглым михрабом на южном фасаде. Минарет представлял собой восьмерик на низком четверике в барочных формах. Первоначальная кровля была более низкой по высоте и имела предположительно килевидную форму. Первоначальные формы последнего яруса и завершения минарета неизвестны. Четырехскатная крыша мечети устроена в 1833 г. В 1860 г. здание мечети удлинили и пристроили лестничную клетку. В 1885 г. минарет был реконструирован и приобрел современные формы.
В настоящее время мечеть представляет собой двухэтажное здание с Т-образной пристройкой с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла этой пристройки. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж и основной второй с анфиладными молельными залами. Первый этаж разделен продольной и поперечной несущими стенами на четыре больших отсека, в которые ведут 6 окованных железом дверей. Для освещения первого этажа на продольных фасадах рядом с дверями пробиты небольшие арочные окна. На второй этаж ведут две лестницы в пристройке. С лестничной клетки через промежуточное помещение попадаем в молельные залы. Все двери размещены по продольной оси, завершенной михрабом. Все помещения мечети перекрыты сводами. В помещениях второго этажа своды покрыты богатыми выпукло-лепными позолоченными орнаментами растительного характера, сочетающими мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. Нижнюю часть стен молельных залов покрывают изразцы. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутристенную лестницу, ведущую на минарет. Винтовая лестница внутри минарета ведет на верхний ярус с выходом на круговой балкон для муэдзинъ. Балкон поддерживают 16 фигурных металлических кронштейнов, рисунок которых аналогичен его ограждению. Завершает минарет невысокий шатер, перетянутый в основании ступенчатым карнизом. Нижний восьмерик, сохранившийся от первоначального минарета, выделяется угловыми двухступенчатыми пилястрами. Возвышающиеся над ним до 30 м от уровня земли другие три яруса минарета практически лишены декора и относятся к периоду эклектизма. Высокие арочные оконные проемы второго этажа обрамлены барочными наличниками, в тимпанах криволинейных фронтонов которых размещены веерообразные лепные элементы растительного характера. Углы и простенки выделены спаренными и одинарными пилястрами, в ионические капители которых вплетены стилизованные элементы татарского декоративного искусства. Раскрепованный карниз выделяется тонкой профилировкой.
Строительство этой мечети стало этапным в истории мусульманской культовой архитектуры: после более чем 200-летнего перерыва возродилась монументальная культовая архитектура татар с сохранением традиционного объемно-планировочного построения и внесением новых барочных мотивов во внешнее и интерьерное оформление. Использование современных для того времени стилевых характеристик в архитектуре М. поставило ее в ряд с другими выдающимися постройками казанской и российской архитектуры. Сочетание в ее архитектуре элементов барокко и татарского декоративно-прикладного искусства было использовано и в других постройках.
С 1793 г. имамом Первой соборной мечети служил Ибрагим Хузяш (ум. в 1825 г.) — родом из Саратовского наместничества, учился в Мадрасе Гали аш-Ширвани (на Кавказе), автор сочинений теософского содержания. В течение сорока лет (с 1847 г.) духовным наставником прихода был знаменитый мусульманский просветитель и богослов Шигабутдин (Шихаб ад-дин) Марджани (ум. в 1889 г.), чьим именем названа мечеть и учрежденная в приходе Мадраса. Благодаря усилиям зятя и идейного последователя Ш.Марджани, муллы С.Абдуллина, в приходе внедрилось новометодное обучение. В начале XX в. в нем насчитывалось 740 душ мужского пола при 62 домовладельцах.
Лит-ра: Халитов. Архитектура мечетей, 74-86, 123-125, 128-129; Салихов, Хайрутдинов. Памятники, 74-75.
Х.Г.Надырова