МИЛЛА—религия, религиозная община. В Коране термином М. обозначены языческая религия (18:20/19; 14:13/16), иудаизм и христианство (2:120/114), истинная религия Ибрахима, которая была искажена иудеями, христианами и язычниками-аравитянами (6:161/162; 2:128/122; 130/124; 3:95/89; 4:125/124 и др.), восстановлена Мухаммадом и объединяла его последователей.
М. стоит в ряду коранических терминов, которыми Мухаммад обозначал сообщества людей, объединенных по религиозному признаку (ср. умма).
Двойственность значения термина М. (религия-сообщество) прослеживается в стихах поэтов — современников Мухаммада, в средневековой мусульманской литературе (например, у ат-Табари и Ибн Халдуна), в титулатуре средневековых правителей (например, ранних Газневидов). Термин употреблялся также в значении «направление», «толк» (например, у ал-Халладжа).
А В Османской империи со второй половины XV в. термином М. (в форме миллет) обозначались религиозные общины (греко-православная, армяно-григорианская и иудейская), официально признававшиеся государством и пользовавшиеся ограниченной автономией (обеспечение религиозно-политических запросов своих членов, сбор налогов и оказание взаимопомощи, поддержание порядка внутри общины). Появление этого социально-политического института было обусловлено существованием на покоренных Османами территориях миллионов зиммиев, недовольных своим положением.
В новое время слово приобрело значение «народ», «нация», сосуществующее со старым, кораническим. Двузначность термина используется и сегодня, например, богословами-маронитами в Ливане для отождествления религиозных и этнических связей.
Лит-ра: Родионов. Марониты, 116; Horovitz. Untersuchungen, 62 и сл.; Jeffery. Vocabulary. 268—269; St. J. Shaw. The Ottoman view of the Balkan.— The Balkan in Transition: Essai on the Development of Balkan life and Politics since the Eighteenth Century. L., 1963; Fr. Buhl. Milla.— ShEI, 380.
Е.А.Резван