МӮСА̄ — коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. Коранические рассказы о М. весьма подробны. Поскольку Фир‘аун (фараон) в Египте убивал иудейских мальчиков, мать М. по приказу Аллаха бросила колыбель с младенцем в реку, отправив дочь (Марйам) следить за ним. Мальчика нашла жена Фир‘ауна, взяла его на воспитание, а кормить отдала его же собственной матери. Однажды молодой М. принял участие в драке своего соплеменника с египтянином, убил египтянина и должен был бежать. В Мадйане он помог двум девушкам напоить у колодца их скот, познакомился с их стариком отцом и женился на одной из них с условием, что в течение 8 или 10. лет отработает за нее отцу. По окончании М. вместе с семьей отправился в путь, по дороге пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к Фир‘ауну и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться в страну, боялся Фир‘ауна, а кроме того, он плохо говорил. Тогда в помощь ему Аллах дал его брата Харуна (библ. Аарон). В качестве доказательства пророческой миссии М. ему были дарованы девять знамений-чудес, в частности посох его превратился в живую змею, цвет кожи его руки, которую он положил за пазуху, стал из темного белым.
Придя к Фир‘ауну, М. потребовал от него уверовать в Аллаха и отпустить из Египта израильтян, продемонстрировал чудо с посохом и рукой. Фир‘аун и его приближенные сочли М. и его брата за колдунов и вызвали соревноваться с ними лучших колдунов Египта. Последние потерпели поражение (оживший посох М. пожрал все существа, которые они сотворили из своих посохов и веревок) и уверовали в бога М. Фир‘аун разгневался, ибо считал божеством самого себя, а затем приказал своему вельможе Хаману построить из глины высокую башню, чтобы подняться к небесам и доказать, что никакого Аллаха там нет. Он начал жестоко преследовать верующих и всех соплеменников М., из которых только часть приняла веру в Аллаха (соплеменником М. был самонадеянный и погубленный Аллахом. Карун). Уверовали также некоторые египтяне и жена Фир‘ауна. За преследования верующих Аллах наслал на Египет всяческие беды — остальные из девяти чудес-знамений; Фир‘аун обещал отпустить израильтян, но обещания своего не выполнил.
Тогда Аллах приказал М. ночью вывести свой народ из Египта. Ударом посоха М. раздвинул воды моря, и израильтяне перешли его. Когда же появились Фир‘аун и его войско, воды сомкнулись, и они погибли. Спасся только сам Фир‘аун, который раскаялся, был прощен и вынесен волнами на берег (по другому толкованию, прощен не был и на берег было вынесено мертвое тело).
М. же со своим народом пришел в пустыню, где ударом посоха заставил бить 12 источников и где Аллах по его просьбе даровал, людям пропитание — манну и перепелов. Затем М. удалился от людей на гору, где ему опять явился Аллах, даровавший М. скрижали с заповедями. Народ же М. по совету некоего самаритянина (ас-Самири) сделал себе идола-тельца, которому стал поклоняться вместо Аллаха, не слушая уговоров Харуна.
Вернувшись, М. упорно звал соплеменников идти дальше, в благоденствующие города священной земли, но люди боялись живших там великанов и отправились в землю обетованную только после смерти М. В эту часть рассказа вплетены, также сообщения о некоторых введенных М. правилах — о соблюдении субботы, о выборе животных для жертвы, о том, как поступать с найденным мертвым телом, и т. д. (краткие и длинные варианты рассказа: 2:51/48—73/68; 4:153/152—154/153; 5:20/23—26/29; 7:103/101 — 162/162; 10:75/76—93; 11:96/99; 14:5—8; 17:101/103; 20:9/8—98; 23:45/47—50/52; 25:35/37—36/38; 26:10/9—69; 27:2/14; 28:3/2—46; 37:114—120; 40:23/24—46/49; 43:46/45—56; 79:15—26; отдельные упоминания: 2:87/81, 92/86, 108/102, 136/130, 246/247, 248/249; 3:84/78; 4:164/162; 6:84—91, 154/155; 11:17/20, 110/112; 17:2; 21:48/49; 22:44/43; 29:39/38; 33:7, 69; 40:53/56; 41:45; 42:13/11; 46:12/11, 30/29; 51:38—40; 53:36/37; 61:5; 87:19);
Особняком стоит рассказ (18:60/59—82/81), где М. со слугой отправляются к «слиянию двух морей», где их припас-рыба оживает и где М. встретил некоего «раба Аллаха», у которого просил позволения следовать за ним и учиться мудрости (см. ал-Хадир).
Коранический образ М. восходит к библейскому рассказу и многочисленным послебиблейским легендам иудейского круга. Характер использования материала показывает, что многое было для слушателей Корана новым. Иудейские легенды, приведенные как в мекканских, так и в мединских сурах, переработаны в характерном для Корана духе. Наиболее ранние рассказы посвящены детству М. и его борьбе с Фир‘ауном. Они строятся как стандартные истории о пророках, которым не поверили, что повлекло за собой наказание неверующих. Такое построение содержит в себе параллель с жизнью Мухаммада. В рассказах о М. в отличие от других пророческих историй мало цитат из мекканских диалогов, вложенных в уста древних персонажей, но именно в них, в конце и в начале, много открытых указаний на то, что с Мухаммадом обращаются так же, как с М., требуют от него того же и т. д. В мединских рассказах преобладают мотивы конфликта М. уже с собственным народом. В них содержится скрытый упрек иудеям в том, что они предали собственного пророка, исказили его учение, исключили из своих священных книг предсказания о появлении Мухаммада. Эти рассказы отразили конфликт Мухаммада с иудеями Йасриба.
Комментаторы и авторы рассказов о пророках насыщают историю М. многими деталями, в частности из богатой агадической литературы о нем. Появляются имена персонажей: жены Фир‘ауна—Асийа, мидйанского старика — Шу‘айб (что приводило к отождествлению его с кораническим пророком Шу‘айбом). В историю добавляются мотивы из других легендарных циклов: М. безуспешно пытаются сжечь в печи (Ибрахим), Фир‘аун стреляет со своей башни в небо (Нимруд), М. получает во владение всех пестрых ягнят (Йа‘куб). Подробно разрабатываются мотивы чудес, в частности история посоха М. Для простых людей и богословов М. становится одним из наиболее ярких образов древнего пророка, истории о чудесах придают рассказам о нем развлекательность, а многие сходства с Мухаммадом — назидательность. История с Фир‘ауном часто упоминается в мусульманской литературе для обличения гордыни. Суфии уделяют особое внимание чудесам М., подчеркивая, что чудеса и колдовство были характерны для эпохи М., поэтому знамения Аллаха, дарованные ему, выразились в чудесах.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 414—449; он же. Тафсир, 9, 9—63, 16, 107—152, 19, 40—52, 20, 18—52, 24, 36—46; ас-Са‘лаби. Кисас, 94—140; ал-Киса’и. Кисас, 195—239; Ибн ‘Араби. Тафсир, 1, 120—122; Eisenberg. Moses; Walker. Bible Characters, 84—111; Horovitz. Untersuchungen, 43, 114—115, 141 —143; Speyer. Erzählungen, 225—363; Sidersky. Les origines, 73 —103; A. Yahuda. The Golden Calf and the Samiri.— I. Goldziher Memorial Volume. 1. Budapest, 1948, 280—308; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 355— 370; Paret. Kommentar, 169—177, 316—318, 330—338; Beltz. Sehnsucht, 116—128; B. Heller. Musa.—El, 3, 797—798.
М.Б.Пиотровский