Мусалла (араб, «место моления»), синоним намазгах (перс.) или ‘идгах (араб.-перс., «место праздника») — место праздничного моления, проводившегося дважды в год — в праздники разговения (‘ид ал-фитр, в Узбекистане ураза-хаййит, рамазан-хаййит; 1-го шаввала) и жертвоприношения, заклания (‘ид ал-адха, ‘ид ал-курбан, ‘ид ан-нахр, в Узбекистане курбан-хаййит; 10 зу-л-хиджжа). Первые М. в Средней Азии упоминаются в VIII в., хотя в Северном Хурасане/Хорасане (Марв/Мерв, Наса/Ниса и т.д.) должны были появиться еще в VII в. Первую бухарскую М. Наршахи (X в.) связывает с завоевателем Мавараннахра Кутайбой б. Муслимом (704-715). Она (как и прочие ранние среднеазиатские М.) была, вероятно, подобна М. пророка Мухаммада в Куба близ ал-Мадины/Медины, являвшей собой обширную площадь, обнесенную невысокой оградой с михрабом в кибловой стене. Принципиально не отличается от нее бухарский намазгах (Н.) 97071 г.: по данным продолжателя Наршахи, он имел прекрасный михраб с минбаром и возвышения для мукаббиров (повторявших слова и движения имама для тех молящихся, кто не мог видеть и слышать его из-за дальности расстояния). Таким же, в сущности, был и Н. Бухары 1119-20 г., дошедший (с перестройками) до наших дней и реконструируемый как кибловая стена с михрабом и минбаром в глубине обнесенного оградой двора с возвышениями для мукаббиров. Основу Н. Мерва (первая треть XII в.) составляла длинная кибловая стена, фланкированная двумя башнями. Таким образом, перечисленные М., по существу, еще не были мечетями. Но уже в домонгольское время в местах праздничных богослужений появляются и специальные молитвенные здания — собственно мечети. Такова трехкамерная мечеть Шир-Кабир (Н. Дахистана в Южном Туркменистане, ХI-XII вв.) с выделенным средним купольным залом и двумя боковыми помещениями.
Все последующие М. (по крайней мере сохранившиеся) — тоже многокамерные сооружения. Таковы в XIII-XIV вв. М. Нисы (3 помещения), в XVI-XVII вв. — М. Бухары (3), Карши (9), Исфары (13), Касби (5), Самарканда (13), в XVIП-XIX вв.— Кермина (7), Вабкента (3), Касана (5), Ташкента (17). Для всех них характерны объемное выделение главного ядра (михрабного зала) порталом и куполом и тесная взаимосвязь здания и пространства двора за счет широких проходов по всем трем фасадам. В ряде случаев боковые крылья сильно разрастаются как по фронту (пятичастное членение главного фасада в Исфаре, Карши, Ташкенте), так и в глубину (2 ряда помещений в Самарканде и Ташкенте, 3 ряда — в Исфаре).
К иному типу принадлежит гузарский Н. 1900-01 г. в виде открытого во двор многоколонного айвана; аналогичны Н. XIX в. в Шахрисабзе и Китабе. В композиционно-планировочном отношении эти постройки близки к некоторым летним и пятничным мечетям.
Еще один архитектурный тип Н. представлен Н. в Кабил-мазаре (1902 г.) близ Заамина. Это перекрытый плоской кровлей михрабный зал с трехсторонним колонным айваном. Такое решение более характерно для квартальных мечетей.
Как правило, М. возводились из жженого кирпича, изредка из сырца (Касан, XIX в.) или камня (Ниса, XIII-XIV вв.). В Н. айванного типа, относящихся к XIX— началу XX в. (Гузар, Шахрисабз, Китаб), обильно использовалось дерево.
Почти все места праздничных молений имели обнесенные оградой дворы. В XIX — начале XX в. на территории двора устраивали один или несколько водоемов (хауз) и сад, но традиция эта более древняя (сад засвидетельствован в ‘идгахе Харата/Герата XV в.). Размеры двора обычно зависели от величины соответствующего населенного пункта: в Кабил-мазаре его площадь была около четверти га, в столичной Бухаре — около 15 га; впрочем, в относительно небольшом Китабе XIX в. двор Н. достигал будто бы 50 га.
В соответствии с традицией, восходящей к пророку Мухаммаду, М. устраивали обычно вне населенного пункта. Однако в пору арабского завоевания из-за нападений «неверных» М. размещали иногда внутри города, как, например, в Бухаре при Кутайбе б. Муслиме. Вероятно, вследствие кризиса XVIII в., сопровождавшегося запустением значительных городских территорий, некоторые поздние Н. оказались внутри города (в Андижане, Канибадаме, Ходженде, Джизаке).
Большинство М. были городскими. В домонгольское время это М. Марва, Нисы, Дахистана, Тирмиза/Термеза, Фараба, Кеша, Насафа, Бухары, Самарканда, Ахсиката, в XШ-XVII вв. — Нисы, Карши, Касби, Бухары, Самарканда, Исфары, Андижана, Вазира, в XVIII — начале XX в. — Гиссара, Чарджуя, Карши, Касби, Касана, Камаши, Чирак- чи, Яккабага, Шахрисабза, Китаба, Бухары, Вабкента, Гидждувана, Кермина, Самарканда, Джизака, Канибадама, Ходженда, Кукан- да/Коканда, Ташкента, Хивы. Реже устраивались места праздничных молений в селениях. Таковы в VIII в. М. Алина, Навша, Фанина (в области Мерва), в XIV в. — Даргама (близ Самарканда), в XIX — начале XX в. — Кала-и Панджшанбе и Рарза (в бассейне Зеравшана), Кабил-мазара и Ургутабада (близ Заамина), Занги-Ата (около Ташкента). Этот перечень показывает, что по крайней мере в Средней Азии М./Н. были не столь редкими сооружениями, как это обычно считается.
Лит-ра: Пугаченкова. Памятники Нисы; Кочнев. Сооружения.
Б.Д.Кочнев