МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения М., мать — через несколько лет. М. воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-Мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. М. нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, М. не брал себе других жен. Она родила ему нескольких скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому М. звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.
М. любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда М. было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем—речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман — Коран.
Первоначально М. испугался начавшихся «откровений», но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые «откровения», которые М. пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскресении мертвых, Дне суда и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.
Проповедь М. была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей М.— мусульман. Сам М. находился под защитой своего рода и его главы — Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь М., якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостивым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом М. отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество М.— явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.
В какой-то момент (ок. 618—620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. М. якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь — ал-Лат, ал-‘Уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию М. и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб. М. лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал М. в покровительстве.
М. стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Та’иф. Наконец, ок. 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба — крупного земледельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили М., признав его пророческую миссию как основу его авторитета.
Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам М. переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 8 раби‘ I, т. е. 24 или 22 сентября 622 г. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при ‘Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т. е. по году переселения М. из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка») или просто ал-Мадина (Медина).
М. превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой М. были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане— ансары. М. надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в М. мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами М,— мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против М. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров» (мунафикун).
Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. М. все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — «печати пророков», иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Ка‘бы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).
В Медине строятся первая мечеть, дом М., устанавливаются основы мусульманского ритуала— правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях М. стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину, азартные игры.
Начинает особо выделяться положение М. как посланника Аллаха. В «откровениях» появляются требования особого почтения к М., ему «ниспосылаются» исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине М. сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в «откровениях» и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого М. (см. хадис).
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 г. начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые М., победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы подошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою М. был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь М. и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука‘ и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники М. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.
В 628 г. большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.
Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год М. и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (‘умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками М. становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с М., многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. М. совершил поклонение ал-Ка‘бе, очистил ее от языческих идолов.
М., однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 г.) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада‘). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность М. в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с М. о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631—632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое М.
В последние годы жизни М. определяет цель этого объединения—распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 г. в возрасте около 60—63 лет М. неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).
Со смертью М. прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы— заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных М. и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников М.— Абу Бакр.
После смерти Хадиджи М. заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим «откровением». В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи М. с различными родо-племенными группами. Любимой женой М. предание считает ‘А’ишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью М. также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у М. было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.
М. не оставил мужского потомства. Дочь М. Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасана и ал-Хусайна — происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки «семьи Пророка» — саййиды и тарифы (см. схему 3).
В современной науке существует общее мнение, что М. действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, основал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании М. (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т. д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.
Ислам в принципе не наделяет М. никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому М. грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных М.,— в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о М. сравнительно мало.
На протяжении всей истории ислама личность М. была предметом широкого почитания. Распространились разные виды молитв о М., читаемых во время суфийских зикров. Имя Пророка используется как талисман и оберег. В народном исламе посещению его могилы, приписывали чудодейственные свойства, возникали циклы фольклорных легендарных сказаний о нем.
В богословии М. стал примером «совершенного человека». Одна из главных частей исламского вероучения — сунна есть, по сути дела, пример жизни Пророка как образец для поведения всех последующих поколений мусульман. Образы М. и первоначальной мусульманской общины играют значительную роль в различных современных течениях ислама. Как реформаторы-обновители, так и консерваторы типа ваххабитов и «Братьев-мусульман» утверждают, что возвращаются к характерным для времени жизни М. простоте, чистоте, строгости и демократизму. Широкое распространение как в религиозной, так и в общественно-политической литературе получил образ М. как справедливого и демократического правителя — пример для подражания всем правителям нынешним.
В европейской культуре образ М. был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастен. Возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как, например, о висящем в воздухе гробе М. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали М. обманщиком, использовавшим религию в целях личного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в М. и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т. д.
Марксистское исламоведение считает М. исторической личностью, искренне верившим в свою пророческую миссию и в божественное происхождение своих «откровений». Идейная и политическая деятельность М. была частью потока разного рода идеологических движений, которыми ознаменовалась эпоха раннего средневековья на Ближнем Востоке. Созданные М. учение и модель общества — религиозной общины — оказались очень живучими, стали, по существу, одним из главных воплощений идеологии феодальной общественно-экономической формации в значительной части Востока.
Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность М., вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, «демократизм» с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.
Реальные результаты деятельности М. и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли личности М. в средневековой истории Востока и Запада.
Лит-ра: Ибн Хишам. Сира; Ибн Са‘д. Табакат, 1—2; ат-Табари. Та’рих, 1, 1073—1845;. ал-Вакиди. Магази; ал-Байхаки. Ас-Сунан ал-кубра. Хайдарабад, 1344—1355 гг. х.; Ибн Касир. Шама’ил ар-расул. Каир, 1982; Бартольд. Соч., 6, 81 —103, 630—647; Петрушевский. Ислам, 5—29; В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902; A. Sprenger. Das Leben und die Lehre des Mohammad. 1 — 3. B., 1861 —1865; G. Grimme. Mohammed. Munster, 1892—1895; Caetani. Annali; P. Casanova. Mohammed et la fin du monde. P., 1911; Andrae. Ursprung; он же. Die Person Mohammeds in Lehre und Glauben seiner Gemeinde. Stockholm, 1918; Fr. Buhl. Das Leben Muhammeds. Lpz., 1930; R. Blachère. Le problème de Mahomet. P., 1952; G. Widengren. Muhammad, the Apostle of God and his Ascention. Uppsala, 1955; Guillaume. Muhammed; он же. New Light on the Life of Muhammad. Manchester, 1960; R. Paret. Mohammed und der Koran. Stuttgart, 1957; M. Hamidullah. Le Prophète de l’lslam. P., 1959; Watt. Muhammad at Mekka; он же. Muhammad at Medina; он же. Muhammad; M. Rodinson. Mahomet. P., 1961, 1968; он же. Bilan des études mohammadiennes.— RH. 1963, 229, 169—220; F. Gabrieli, G. Walter. Mahomet. P., 1965; Gaudefroy- Demombynes. Mahomet; S. Noja. Maometto profeta dell’islam. Fossano, 1974; M. Lings. Muhammad: his Life based on the Earliest Sources. L., 1983.
Схема
М.Б.Пиотровский