Паранджа [узб. паранжи, тадж. фаранчи, тур. фередже от араб. фараджи /фараджийа; разновидность хиджаба (араб, «покрывало», «завеса»)] — накидка женщины- мусульманки, надеваемая при выходе на улицу, скрывающая лицо и фигуру, — одежда мусульманки в городах Узбекистана и Таджикистана, широко известная в XIX в. и вышедшая из употребления к 40-м гг. XX в. В отличие от покрывал мусульманок других стран П. представляла собой широкий и длинный халат традиционного, так называемого туникообразного, покроя с широким воротником, очень узкими, длинными ложными рукавами, закинутыми за спину и скрепленными внизу. Носили П., накидывая воротником поверх головного убора. Лицо закрывала сетка из черного конского волоса—чашмбанд (перс.-тадж., узб. чачван; букв, «повязка на глаза», локальные названия —чашман, чиммет и т.д.). Таким образом, фигура и лицо женщины были полностью закрыты, что стало одной из важных норм мусульманской этики в соответствии с предписанием Корана относительно поведения женщины вне дома — необходимостью скрываться от посторонних взглядов, дабы избежать оскорбления (Коран, 24:31; 33:59). Первоначально ношение покрывала было предписано женам Мухаммада, со временем — всем свободным мусульманкам и распространилось главным образом в мусульманских городах. П. была обязательна для женщин всех возрастов. Женские П. шили из бумажной синей алачи, в Бухаре и Самарканде — из ткани бенарес в узкую черносерую полоску и украшали тесьмой и вышивкой черного цвета по подолу, полам, вороту, на концах «рукавов». К XX в. их стали шить из разных по качеству и цвету тканей и украшать вышивкой и тесьмой часто белого цвета. Девичьи П. изготовляли из красной или в бело-красную полоску ткани, чачван заменяла белая кисея.
Согласно Р.П.Дози, впервые термин фараджи упоминается в источниках IX в. как название длинной, до пят, верхней одежды из цветного сукна, шелка или льна с широкими и длинными рукавами, нередко украшенными шитьем и драгоценностями. Термин был известен в Египте, в Османской империи. В среднеазиатских сочинениях XV-XVII вв. фараджи — выходной праздничный халат, городская одежда ученых, высших государственных чиновников, духовенства. В мемуарах среднеазиатского автора XV-XVI вв. Зайн ад-дина Махмуда Васифи этим термином обозначается и мужская, и женская одежда.
В новое и новейшее время термин фараджи и его производные встречаются в том же географическом ареале, что и в средневековье, и даже шире, в приложении к разным видам верхней одежды в женском или мужском костюме. В Египте в первой половине XIX в. фарагийа (фараджийа) — одежда людей ученых профессий. На Руси известна мужская и женская верхняя распашная одежда восточного происхождения ферязь (от фереджи) среди боярских и царских костюмов XVII в. Термин ферязь продолжал жить в русских крестьянских сарафанах некоторых губерний России. В русских источниках первое письменное упоминание об обычае накидывать на голову халат (чапан, фараджи) при выходе из дома относится к середине XVIII в.: очевидцы зафиксировали этот обычай у узбечек дельты Аму-дарьи, в городах Хива, Бухара, Ташкент. В XVIII в. длинную распашную просторную одежду с широкими рукавами из легкой ткани — фереджя — носили в летнее время поверх домашнего костюма представительницы молдавской городской знати. В конце XIX — начале XX в. одежда фередже (тур.) отмечена в костюме прибрежных татар Крыма в одних случаях как нарядная верхняя мужская одежда, в других— как накидка мусульманки. В XIX в. фередже/фаранчи/ паранжи главным образом по этнографическим материалам стала широко известна как элемент верхней одежды женщины-мусульманки в Турции и в Средней Азии. В Турции — это халат с большим откидывающимся воротником из разных по качеству и цвету (кроме белого, черного и ярких) тканей, преимущественно темных тонов. Надевая его, голову и лицо закрывали специальными платками из вуали, оставляя лишь щель для глаз. В середине XX в. в Турции фередже — верхняя одежда знатной и богатой мусульманки (как накидка сохранялась в костюме дарвишей—мавлави), но позднее вышла из употребления. Другим видом верхней одежды мусульманки в Турции была накидка- безрукавка с черной волосяной сеткой пече (официально запрещена в 50-х гг. XX в.) для лица. В Средней Азии фараджи из нарядной одежды в виде халата (сохранив название и покрой) превратилась в довольно мрачное покрывало мусульманки с черной сеткой для лица. Персидское наименование волосяной сетки (чашмбанд) свидетельствует о разновременности происхождения покрывал для тела и лица. Арабская маска, закрывающая верхнюю часть лица до рта, называется бурку‘а, бурку‘ (распространена также на юге Ирана, в частности в г. Бандар-Аббасе).
Лит-ра: Г.А.Пугаченкова. К истории паранджи // СЭ. 1950, № 3; О.А.Сухарева. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX — начало XX в.). М., 1982: Н.П.Лобачева. К истории паранджи // ЭО. 1966, № 6.
Н.П.Лобачева