РИБА̄Т̣ — 1. Рабат, укрепление, где обитают вооруженные борцы за веру (мурабитун). Название фортов и крепостей, возникавших в VII—X вв. в районах военного противостояния мусульман и христиан (или язычников) — в Малой Азии, Средней Азии и Северной Африке. Обитавшие в Р. борцы за веру были, как правило, добровольцами, участвовали в военных действиях с иноверцами и обычно соблюдали строгие правила благочестия. В специальной литературе Р. часто уподобляют монастырям, что не корректно. После X—XI вв. Р. нередко превращается просто в военное укрепление. Обе функции Р. сохранил в XI—XII вв. в Магрибе. От Р. получили свое название движение и династия Альморавидов (ал-Мурабитун) в Марокко.
Примерно с начала XI в. в Иране Р., потерявший свое военное назначение, стал обителью дарвишей — ханаках. В этом значении термин Р. распространился по всему мусульманскому миру, вплоть до Магриба, где стал в позднее средневековье синонимом термина завийа как в смысле «обиталище аскета», так и в смысле «комплекс сооружений, возникавших вокруг могилы «святого» (вали)». Термин ал-мурабит (марабут) стал означать в Магрибе живущих там суфиев, имевших особые связи (рабита) со «святым» и потому считавшихся обладателями особой святости и магической силы. Для обозначения обиталища аскета-отшельника в Магрибе и Испании употреблялся также термин рабита.
Некоторые из значений термина Р. возродились в наше время в Ливане (в названии военизированной организации «независимых насеристов» «ал-Мурабитун», домов-укреплений, где жили члены этой организации, и т. д.).
2. Торгово-складское помещение внутри города, караван-сарай, станция сменных лошадей, торговое предместье мусульманского города.
Лит-ра: ‘Awarif al-ma‘arif, 107—109; Ibn Battuta. Travels, 2, 298—299; Trimingham. Orders, 167—168; G. Marçais. Ribat.—EI, 3, 1150—1153; J.-Cl. Vadet. L’éloquence d’un sermonnaire hanbalite Bagdadien du XIIе siècle ‘Abd al-Qadir al-Djilani.—Prédication et propagande au Moyen Age. P., 1983, 207—221.
О.Ф.Aкимушкин