Т̣А̄ЛӮТ — коранический персонаж, израильский царь, победитель Джалута, библейский Саул. Согласно Корану, пророк израильтян, желавших иметь над собой царя, назначил таковым Т. Они же поначалу не сочли его достойным, так как Т. не был ни знатен, ни богат. Доказательством того, что именно Т. угоден Аллаху, стало возвращение ковчега завета с сакиной и реликвиями времени Мусы и Харуна, который был принесен израильтянам ангелами. Выступив с войском против Джалута, Т. испытал своих воинов и позволил продолжать с ним путь только тем, кто подчинился его приказу и не пил из реки, которую им пришлось переходить. Таких оказалось немного, и они боялись вступать в. бой, но Аллах даровал им победу, обратив врагов в бегство и дав Да’уду убить Джалута (2:247/248—251/252).
Коранический рассказ о Т. и Джалуте относится к мединскому времени и является «историческим» примером, призванным вдохновить малочисленных мусульман на борьбу с многочисленными врагами. Он является также «исторической» параллелью битве при Бадре (624 г.), когда горстка мусульман одержала верх над большим мекканским ополчением. После коранические предания утверждают, что мусульман при Бадре было столько же, сколько воинов у Т.
Коранический рассказ восходит к библейскому, но значительно от него отличается. Имя Т.— единственное имя библейского персонажа в Коране, не восходящее к своему библейскому прототипу. Эпизод с испытанием воинов восходит к библейскому рассказу о Гедеоне.
В послекоранической литературе в подробностях излагаются многие мотивы библейского рассказа, в частности о захвате и возвращении ковчега, о попытках Т. убить Да’уда, о вызывании им духа Самуила и т. д.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 547—562; он же. Тафсир, 2, 393—403; ас- Са’лаби.’ Кисас, 149—154; ал-Киса’и. Кисас, 250— 258; ал-Байдави. Тафсир, 1, 128—129; Horovitz. Untersuchungen, 123; Speyer. Erzählungen, 363—371; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 371; Paret. Kommentar, 52—53; Beltz. Sehnsucht, 167—168; B. Heller. Talut.— EI, 4, 695—696.
М.Б.Пиотровский