‘УЛАМА̄’ (мн. ч. от ‘а̄лим — «знающий», «ученый») — улемы (только во мн. ч.), собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шари‘ата и исполнения обрядов.
Содержание слова ‘У. соотносится с разнообразными значениями термина ‘илм (знание). Хотя ‘илм провозглашался в исламе непременным условием веры, ‘У. называли не всех верующих, а только лиц, выделявшихся своей образованностью и ученостью. С одной стороны, по мере усложнения системы наук, признанных и культивируемых в мусульманском мире, слово ‘У. применялось ко все возраставшему количеству людей независимо от их специальности и характера их знаний. С другой стороны, преобладала тенденция оценивать виды знания и его носителей иерархически, религиозному знанию отводилась высшая ступень, и религиозные ученые, как истолкователи слова божьего и наследники пророков, считались ‘У. по преимуществу. Последовательности в употреблении слова ‘У. не было, оно оставалось скорее лестным эпитетом, уважительным прозванием рядом со множеством особых терминов для представителей каждой отрасли знания (мухаддис, факих, мутакаллим и др.) или исполнителей религиозно-общественной функции (кади, муфти, имам, хатиб, мударрис и др.). Право называться ‘У. всегда оспаривалось; вначале знатоки Корана и хадисов не хотели удостоить такой чести факихов, которые сами вскоре заняли положение ведущих религиозных авторитетов и, в свою очередь, не признавали ‘У. мутакаллимов. ‘У. противопоставлялись также адибам, философам, суфиям. ‘У. разделялись на многочисленные группы и сообщества по принадлежности к различным направлениям ислама, общинам и богословско-правовым школам, по профессиональным занятиям и месту проживания. Временами группы ‘У. действовали сплоченно, возглавляя городские общины, оппозиционные по отношению к властям или проправительственные. Однако проявляемый ими корпоративный дух не находил четких организационных форм. Таким образом, говорить о единой категории ‘У. можно лишь условно и обобщенно, как об активной и подчас весьма влиятельной социальной прослойке. Терминологическое употребление слова ‘У., по крайней мере для VII—XV вв., всякий раз нуждается в конкретизации.
Консолидация тех разнородных элементов мусульманского общества, которые были неразрывно связаны с традиционными формами интеллектуальной деятельности, ритуала и судопроизводства, относится к периоду новой истории и определяется множеством факторов. Эти элементы складываются в единую социальную силу, сплотившуюся на консервативной платформе и склонную именовать себя ‘У. Начало этого процесса относится к XVI в., когда политическое соперничество Османской империи и сефевидского Ирана нашло идеологическое выражение в резком противопоставлении суннитского ислама шиитскому. В Иране постепенно сложилась иерархия официальных духовных руководителей массы верующих — от муджтахидов высших рангов до мулл (или ахундов); общим названием для нее часто служит слово ‘У. В Османской империи появился официальный глава ‘У. — муфти Константинополя с титулом шайх ал-ислам. В условиях дальнейшего ослабления мусульманских государств под натиском капиталистической Европы или их ликвидации в колониальную эпоху ‘У. объединяются по регионам, создают организации и союзы, выступают как одна из ведущих общественных сил своих стран и народов. Однако неуклонная секуляризация социальной жизни и образования пробуждает все новые и новые слои общества, сужает поле деятельности ‘У., заставляет их занимать пассивные второстепенные позиции или становиться сторонниками реформ и прогрессивных преобразований. Подобное расслоение ‘У. протекает уже на основе совершенно иных, чем прежде, политико-идеологических принципов, хотя и формулируемых в привычных старых понятиях. В ходе антиколониальных движений и образования национальных государств эти противоречивые процессы усиливаются.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 310, 619—623; Роузентал. Торжество знания, 59, 234, 286, 305—323; Дорошенко. Духовенство; A. Algar. Religion and State in Iran 1785—1906: The Role of the Ulama in the Qajar Period. Berkeley and Los Angeles, 1969; The ‘Ulama’ in Modern History: Studies in memory of U. Heyd. Ed. by G. Baer. Jerusalem, 1971; Macdonald. ‘Ulama’.—ShEI, 599—600.
А.Б.Халидов