‘УМАР (Омар I) б. ал-Х̮ат̣т̣а̄б ал-Фа̄рӯк̣ (ок. 585—644) — второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель. По происхождению торговец тканями из второстепенного курайшитского рода ал-‘ади. Принял ислам ок. 616 г., до этого был ему враждебен. Только в Медине вошел в ближайшее окружение Мухаммада и выдал за него свою дочь. Принимал участие во всех его походах, но не отличился как воин, самостоятельно возглавил лишь один рейд отряда в 30 чел., который закончился без боя. Был инициатором избрания Абу Бакра халифом (632 г.), был его советчиком, удачно дополняя его своей энергией и решимостью. Умирая, Абу Бакр рекомендовал ‘У. в качестве своего преемника, и община единодушно присягнула ему.
Быстрое расширение мусульманских владений за пределами Аравии (завоевание Египта, Сирии и западной части Ирана), превращение общины единоверцев-арабов в многонациональное государство с преобладающим иноверческим населением и огромными ресурсами потребовали от ‘У. принятия незамедлительных мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них было запрещение раздела завоеванных земель и выплата вместо этого жалованья (‘ата’) и продуктового пайка (ризк) всем асхабам и воинам, занесенным в реестры (диваны). Для проведения этой реформы ‘У. выезжал в начале 638 г. в Сирию (во время поездки он подписал договор с Иерусалимом), но окончательное оформление эта система получила, по-видимому, только в 640 г. Одновременно с этим в Ираке была проведена проверка земельных кадастров и установлены размеры хараджа и джизии. После завоевания Египта ‘У. распорядился о поставках оттуда пшеницы для Мекки и Медины.
Важным мероприятием ‘У. было введение новой эры по хиджре (в раби‘ I 16/апреле 637 г.). С его именем мусульманская традиция связывает также многие религиозно-правовые предписания: ежегодное паломничество (которое он сам возглавлял), побиение камнями за прелюбодеяние, наказание кнутом, фиксацию размеров дийа и др. Кое-что, вероятно, приписывалось ему для придания авторитета более поздним нововведениям.
‘У. пользовался у асхабов непререкаемым авторитетом, его распоряжения неукоснительно выполнялись, историки не зафиксировали ни одного случая неповиновения наместников, но в то же время он предоставлял своим соратникам большую свободу действий и даже покрывал некоторые их проступки.
Умер 7 ноября 644 г. от ран, нанесенных ему в мединской мечети рабом-иранцем. На смертном одре он назначил «совет» (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада для избрания нового халифа.
Суннитская историческая традиция представляет ‘У. идеальным правителем: благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам, беспощадным к врагам. Несомненно, что по сравнению с последующими халифами ‘У. был чрезвычайно непритязателен, но приписываемый ему крайний аскетизм явно легендарен. Идеализированный образ ‘У. используется модернизаторами ислама для пропаганды своих идей превосходства мусульманской демократии над другими.
Шиитская традиция представляет ‘У. узурпатором.
Лит-ра: Ибн Са‘д. Табакат, 3, 15, 190—274; Е. Sachau. Uber den zweiten Chalifen Omar.—SBAW Berl. 1902, 15, 292 — 323.
О.Г.Большаков