Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
Институт X. возникает на востоке мусульманского мира — в Хорасане и Мавераннахре, видимо, на рубеже IX—X вв. Затем он получил широкое распространение в Западном Иране, Ираке, Сирии и Египте, а также в Индии. Прототипом для суфийского X. послужили манихейские монастыри или обители каррамитов, к которым арабоязычные авторы прилагали название ханках. Суфийский X.— приют для суфиев, не имевших собственного жилья; место совместного отправления религиозных обрядов (пост, зикр, общие радения, ночные бдения); место встреч, диспутов, а иногда и обучения.
С конца X в. появляются постоянно действующие X. со складывающимся институтом «наставник— ученик», т. е. X. становится центром общества вставших на мистический путь, подчиняющихся минимуму норм поведения, регламентирующих их жизнь. Согласно традиции, первым составил нормативный свод для членов своего X. Абу Са‘ид Майхани. В это же время некоторые X. на востоке становятся местом захоронения «святых старцев».
Во второй половине XI в. X. распространились на запад вслед за сельджукскими завоеваниями, и уже в третьей четверти этого века они появляются в Халебе и Дамаске. X., возникнув с самого начала как частные или общественные, независимые от властей учреждения, вскоре стали (наряду с мечетью и мадраса) основными центрами социальной интеграции общества. Они были по преимуществу мужскими общинами, но известны также и сугубо женские X. (Каир, Дамаск, Багдад, Мекка). Начиная с конца XII в. X. становятся центрами суфийских братств (тарика) и объединяют не только полноправных членов, но и ассоциированных, в том числе целые ремесленные корпорации, финансирующие X. Другими источниками доходов X. были благотворительные пожалования (как частные, так и государственные) в вакф и государственные субсидии. Последнее было характерно для всего мусульманского мира, за исключением Ирана, где, насколько известно, не было X., субсидируемых властями.
Быстро осознав всю выгоду от контроля над суфийскими общинами, Сельджукиды, Фатимиды, Айюбиды и Мамлюки в Ираке, Сирии и Египте (с середины XII в.) осуществляли широкое субсидирование действовавших X. и строили новые. X. в этих странах (как и повсюду) функционировали как центры религиозно-духовной жизни, а шайхи-руководители этих X. постепенно утрачивали свою роль пастыря, превратившись в результате в администраторов-распределителей. Термин X. прилагался уже только к тем обителям, которые были основаны властями. В Египте X. утратили специфику специализированного центра и стали официальными институтами, контролируемыми властями и нередко потерявшими связи с братствами, которые, противясь этому процессу, стремились сохранить свою независимость и уйти из-под контроля властей. Западнее Египта институт X. не продвинулся, а с XVI в. X. начинает уступать свое место и значение текке—суфийским общинам турецкого типа, которые распространились в Магрибе на волне османских завоеваний.
В Мавераннахре институт X., сохраняя общие для таких учреждений функции синобиума-обители и странноприимного дома, имел свои специфические черты. X., во-первых, имели прочные связи с сельскими жителями и кочевниками; во-вторых, они были миссионерскими центрами, благодаря деятельности которых в значительной степени были исламизированы туркменские, казахские и киргизские племена; в-третьих, в результате широкого распространения культа «святых» в исламе существенно изменилось назначение X.— они стали строиться при гробницах «святых старцев», а доходы от паломничества к ним составили основу существования X.
В Индии X. появились на рубеже XII—XIII вв. Основную роль в их распространении в течение XIII—XV вв. сыграли два суфийских братства — чиштийа и сухравардийа.
При строительстве X. всегда предусматривалось функциональное назначение помещений, которые составляли единый комплекс обители. Иногда X. строили вместе с мечетью. Как правило, службы и кухня строились при основном здании. Вместе с тем многие X. не имели специально построенного здания и размещались в частных домах, которые их владельцы даровали общине в качестве благотворительного акта.
Лит-ра: ал-Худжвири. Кяшф, 445—453, 457—462; Hudud al-‘alam, 107; ‘Awarif al-ma‘arif, 107—109, 110—113; Massignon. Essai, 157, 262; Kh. A. Nizami. Some aspects of Khanqah life in medieval India.—StI. 1957, 8, 51—70; Trimingham. Orders, 166—169; R. W. Bulliet. The patricians of Nishapur. Cambridge, 1972, 253—254; S. Baba Mala. The Sufi convent and its social significance in the medieval period of Islam. —IС. 1977, 51/1, 34—38; J. Chabbi. Khankah.—El, NE, 4, 1025 — 1026.
О. Ф. Акимушкин