Бухара: дары бухарских эмиров. Практика дипломатических сношений Российского государства и Бухарского ханства, насчитывающая не одно столетие (первая официальная дипломатическая миссия из Бухары прибыла в Москву в 1589 г., в царствование Федора Иоанновича, 1584–1598), всегда включала обмен посольскими дарами и подношениями правителям.
Ваисов (Вайс-заде, Вайси), Баха’ ад-дин ал-Булгари (вероятно, 1810–1893) — татарский суфий, проповедник и поэт, основатель Ваисовского движения в Казани. Родился в селении Молвино (ныне — Зеленодольский район Республики Татарстан), о родителях ничего не известно. Сам себя он называл «заместителем» (халифа) накшбандийско-муджаддидийского шайха Джа‘фара ал-Кулатки (ум. в 1862–63 г.).
Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.
Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.
Восточный мавзолей в Булгарском городище (г. Булгар, Татарстан) — семейная усыпальница знатного булгарского рода, памятник булгарской монументальной архитектуры золотоордынского периода. Построен на рубеже XIII–XIV вв. напротив восточного фасада Соборной мечети в период завершения ее второй реконструкции. В начале XVIII в. В. М. был превращен в русскую церковь Св. Николая.
Габаши, Хасангата (Хасан-‘Ата, 1863–1936) — видный общественный и религиозный деятель, историк, педагог, крупнейший представитель джадидистского движения (усул-и джадид). Родился в семье указного муллы села Малый Сулабаш Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Начальное образование получил у деда и отца.
Габдрахимов (‘Абд ар-Рахим), Габдессалям (‘Абд ас-Салам, 1765–1840, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Высшее духовное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.
Гази-Мансур, шайх — почитаемый в Крыму святой. Могила находится между Успенским скитом и Чуфут-Кале в юго-восточном конце ущелья Марйам-дере близ Бахчисарая. Согласно османскому путешественнику XVII в. Эвлие Челеби, могила находилась на полпути между Чуфут-Кале и Старым Салачиком. Эвлия Челеби писал, что уроженец ал-Мадины (отсюда его нисба Медини, араб. ал-Мадани), Г.-М.