Гюлшани (ал-Гулшани), Ибрахим б. Мухаммад (ум. в 1534 г.) — азербайджанский суфий, известный представитель восточно-тюркского суфизма, основатель-эпоним суфийского братства гюлшанийа (гулшанийа), последователь второго пира (пир-и сани) братства халватийа ас-саййида Иахйи аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Хашвати (ум. в 1464 г.), мавзолей которого находится в комплексе дворца ширван-шахов в Баку (Республика Азербайджан).
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
Давра (араб., перс.-тадж., «круг») — ритуал выкупа грехов человека после его смерти. Распространен у всех народов Средней Азии, кроме памирцев-исма‘илитов, живущих в Горном Бадахшане. В письменной традиции ритуал называется фидйа (араб., «выкуп», «искупление»).
Д. имеет множество вариантов. Обычно ритуал совершается после обмывания и чтения заупокойной молитвы (джаназа), в мечети, на кладбище
Дагестан — республика в составе Российской Федерации. Делится на три историкогеографические зоны— Горы, Предгорье и Плоскость. Включает две историко-этнографические области— азербайджано-лезгинский Юг и аваро-даргино-кумыкский Север. По данным республиканского Комитета по делам религий, подавляющее большинство населения составляют мусульмане (599 из 619 зарегистрированных на 1 апреля 2003 г. религиозных объединений и организаций).
Дамулла (кит. да — «большой», «великий» + араб, маулана, сокр. форма мулла — «наш господин») — словосочетание, использовавшееся в XVIII-XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального (мактаб) и среднего мусульманского учебного заведения (мадраса). В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование
Дана-ата — святилище на территории Балханского велаята (области), в 110 км к северо-востоку от Небит-Дага, в одном из горных ущелий Большого Балхана, в 10 км южнее селения Ак-Куи. Святилище обследовалось нами в 1957, 1967 и 1970 гг. В тот период оно представляло собой поврежденный временем каменно-кирпичный средневековый мавзолей-гробницу (в форме
Даниловское мусульманское кладбище в Москве. Эпидемия чумы в конце 1770 и особенно в 1771 г. в Москве стала причиной коренной реорганизации в ней похоронного дела, устройства новых кладбищ. Захоронения (прежде всего на приходских кладбищах при церквах и за Земляным валом) были запрещены. Указом Синода от 24 мая 1771 г. за
Дарвишона (дарвешона, перс.-тадж., «приношение нищему») — обряд коллективного угощения мясом жертвенного животного с молитвами о даровании благополучия, который устраивается в некоторых регионах Средней Азии. В том же значении часто употребляется термин худойи («приношение Богу»). Иногда различают ритуал худойи (угощение устраивает кто-то один для всей мусульманской общины) и ритуал Д. (устраивается
Дарпуш («Заграждение ворот») — персидское название единого оборонительного комплекса сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата на Северо-Восточном Кавказе, включавшего в себя мощную дербентскую крепость (перс. Дарбанд, араб. Баб ал-абваб— «Главные ворота»), 40-километровую Горную стену (перс. Гав-бара, тюрк.- перс. Даг-бара/Даг-бары) и разветвленную сеть укреплений (с военными гарнизонами) по всей протяженности Горной
Дахма — зороастрийский термин, восходящий через дафма к индоевропейскому корню ДХМБХ («хоронить»). В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, Д. — «погребальное сооружение», «гробница», «надгробие» (араб. син. суффа, тахт). Доисламские Д. представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или несколько погребальных камер и служили