Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе
‘Аджам (араб., «неарабы», «плохо говорящие по-арабски») — ираноязычные исламизированные народы восточных провинций Халифата, главным образом Хурасана/Хорасана, Мавараннахра и Туркистана. В ходе длительного и сложного процесса исламизации этих регионов происходило сращивание установок нормативного ислама с древними религиозными и культурными традициями ‘А. Со временем ислам стал для них «своей» религией, произошла их
ал-МУХ̣АРРАМ («запретный») — первый месяц мусульманского календаря. До ислама ал-М.— эпитет к названию первого из двух месяцев сафар, начинавших солнечный год и приходившихся на осень; как показывает само название, он принадлежал к числу «священных» месяцев. Возможно, название ал-М. связано с тем, что до ислама в этот месяц совершался хаджж.
Биби Сешанба (ош-и Биби Сешанба) — ритуал, широко распространённый среди женщин оседлого населения Средней Азии. Проводится под началом руководительницы (отин-ойи) по вторникам (сешанба — «вторник») и включает в себя чтение сказки Биби Сешанба на узбекском или персидском языке, рецитацию коранических сур и славословий Аллаху и угощение ритуальной едой.
БУРДА — 1. Кусок шерстяной или полотняной материи, которую носили как плащ днем и использовали как одеяло ночью — «плащ», «накидка». По преданию, Мухаммад наградил своей бурдой знаменитого поэта Ка‘ба б. Зухайра за один из первых панегириков, сложенных в его честь. 2. Касидат ал-Бурда — название знаменитых поэм (касид) Ка‘ба
Бухара: дары бухарских эмиров. Практика дипломатических сношений Российского государства и Бухарского ханства, насчитывающая не одно столетие (первая официальная дипломатическая миссия из Бухары прибыла в Москву в 1589 г., в царствование Федора Иоанновича, 1584–1598), всегда включала обмен посольскими дарами и подношениями правителям.
Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.
Дарвишона (дарвешона, перс.-тадж., «приношение нищему») — обряд коллективного угощения мясом жертвенного животного с молитвами о даровании благополучия, который устраивается в некоторых регионах Средней Азии. В том же значении часто употребляется термин худойи («приношение Богу»). Иногда различают ритуал худойи (угощение устраивает кто-то один для всей мусульманской общины) и ритуал Д. (устраивается
Дога (от араб. ду‘а’ — «призыв», «молитва») — один из наиболее распространённых в быту туркмен, как и ряда других мусульманских народов, видов амулетов. Носит универсальный или специализированный характер: от болезней, воздействия злых духов, сглаза, бесплодия, приворота и т.д. Представляет собой треугольный или четырёхугольный матерчатый или кожаный мешочек, в который вложена
Дува ас (ногайск., «молитвенная», или «жертвенная еда») — поминки по покойному, устраиваемые в строго определённые сроки. У ногайцев зафиксированы разные поминальные рубежи. Так, астраханские ногайцы поминали на 3, 7, 20, 40, 100-й день и в годовщину смерти; оренбургские — на 3, 7 и 40-й день; караногайцы — на 3, 7,