Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской литературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.
V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев
«КНИГА ЗНАНИЯ» (Даниш-намэ) – сочинение Ибн Сӣны, написанное в 1024–37 на языке фарси. Состоит из 4 разделов: «Логика», «Метафизика», «Физика» и «Математика».
МАРВАН II (ибн Мухаммад; между 684 и 692 – Бусир, Средний Египет, 6.VIII.750) — 14-й и последний халиф (744 – 750) из династии Умаййадов (ал-Амавийун). Отец – Мухаммад, сын халифа Марвана I и брат халифа ‘Абд ал-Малика, в 692 – 710 гг. гражданский наместник (вали) Арминийи (Армянское нагорье и Южный
МАХМУД ГАЗНАВИ, Абу-л-Касим (2.X.971, Газнин – 30.IV.1030, Газнин), амир из династии Газнавидов. Старший сын амира Сабук-тагина и дочери одного из мелких землевладельцев Забулистана (на Газни-Кандагарском плоскогорье).
«МЕККАНСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ» (араб. «ал-Футӯх̣а̄т ал-маккиййа») – наиболее значительное произведение Ибн‘ Арабū, крупнейшего философа-суфия, наряду с «Геммами мудрости» – основной источник для изучения его философских взглядов.
МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ в наиболее общем плане обозначается как макāн (то-где-есть). В этом смысле можно говорить о «месте вещи», будь то Бог или мир, тело или воля.
«МУК̣АДДИМА» (араб. «Введение») – обширная теоретическая часть многотомного труда Ибн Х̱алдӯна «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов» (имеются и другие варианты перевода), получившая самостоятельное значение под названием «Введение» (или «Пролегомены»); написана в 1375–78.