ДДДИИ — Департамент духовных дел иностранных исповеданий, центральное государственное учреждение, управлявшее мусульманами и исламом в Российской империи. Неоднократно менял наименование и подчиненность: 25.07.1810— 24.10.1817, 06.08.1880—16.03.1881 — самостоятельное правительственное ведомство — Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий; 24.10.1817— 15.05.1824 — Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства духовных дел и народного
Джайне (жай, жей, чеч., инг.)— 1) книга;
2) одно из названий рукописного амулета (и его разновидности — талисмана). Некоторые исследователи полагают, что данный термин лег в основу названия ингушского общества Джейрах (Жъайрах Шахьар, Жъайрахой), располагавшегося в бассейне правого притока р. Терек — Армхи, включая район Дарьяльского ущелья от селения Гвилети (Гиелта)
Дудаланы (Дудов), Айсандыр (известен как шайх ‘ Абдулл ах/‘Абд Аллах Бухарачи, ‘Абдул-Кады /‘Абд ал-Кади, Халал, Карт-бабá и т.д., ок. 1620— ок. 1735)— выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых. Был
Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего
Дукчи-ишан хаджви (узб. «Сатира на Дукчи-ишана»)— условное название цикла поэтических произведений, посвященных предводителю Андижанского восстания 1898 г. Дукчи-ишану. Цикл состоит из 20 стихотворений (общим объемом более 1500 строк), написанных на староузбекском (чагатайском) языке разными (не менее 11) поэтами. Многие стихотворения называются как «Сатира на Дукчи-ишана» или «Сатира на халифу из
Евроислам — понятие, отражающее одно из направлений интеллектуальных поисков татарской и европейской интеллигенции по определению места ислама в современном обществе и выявлению принципов его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации.
Елабужское («Чертово») городище — укреплённое поселение булгарского времени, на территории которого (юго-восточная окраина г. Елабуга, Татарстан) расположена одна из укреплённых мечетей Волжско-Камской Булгарии, архитектурно-археологический памятник булгарской монументальной архитектуры дозолотоордынского периода.
Жамиг (араб, ал-джами‘) — соборная мечеть в г. Елабуга (Республика Татарстан), построенная в 1992–1999 гг. (архитектор Ф.Ш. Галиев, инженер-конструктор С.П.Лихачев). Функционирует с 1994 г.
Закабанная мечеть в Казани — памятник татарской культовой архитектуры в стиле романтического модерна с восточномусульманскими мотивами. Расположена на восточном берегу оз. Кабан, по которому она названа. Мечеть построена на народные средства (архитектор А.М.Печников) в 1926 г. (или в 1924 г.) в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье (отсюда ее