Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул
Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.
Х̱АТ̣ӢБ — оратор, проповедник. Поскольку подобная речь (хутба) произносилась обычно в мечети и была связана с богослужением, то функция X. все более приобретала религиозный оттенок.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
ХО̄ДЖА (через перс. хваджа; «хозяин», «господин») — почетное прозвище и обращение, бытовавшее в разное время в разных странах ислама в различных значениях.
Чилтан (перс.-тадж., «сорок человек», синоним тюрк. кырк-чилтан) — категория «святых», почитаемых в Средней Азии. Этот образ «святых» известен также народам Афганистана, Ирана и Турции.