ал-МУ‘АТ̣Т̣ИЛА («лишающие», «отрицающие») — му‘аттилиты, одно из названий му‘тазилитов, которые в противоположность антропоморфистам (ал-мушаббиха), уподоблявшим бога человеку, отрицали существование «божественных атрибутов».
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
ан-НАДЖЖА̄Р, ал-Х̣усайн б. Мух̣аммад (род. в Куме, ум. ок. 845 г.) — известный богослов, последователей которого называли наджжаритами или хусайнитами. Как свидетельствуют мусульманские доксографы, в одних вопросах ан-Н. сходился с му‘тазилитами, разойдясь с суннитами, в других — наоборот.
ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36’ или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма. Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза.
ас-СА̄ЛИМӢЙА— школа богословов и суфиев, последователей Сахла ат-Тустари, существовавшая в Басре в X—XI вв. Ее основал Абу ‘Абдаллаx Мухаммад Ибн Салим (ум. в 909 г.) — ближайший сподвижник ат-Тустари.
ас-Самарканди, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр (Абу Мансур) Мухаммад б. Ахмад (ум., вероятно, ок. 1144-45 г.) — авторитетный факих богословско-правовой школы матуридийа, создатель собственной школы фикха ханафитского толка. Родился и получил начальное образование в Самарканде.
ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов».