Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой 50–90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня.
Чхар Бакр (Чор Бакр; перс.-тадж., «Четыре Бакра») — мусульманский некрополь (X — начало XX в.), расположенный в 5 км к северо-западу от Бухары в селении Сумитан. В X в. селение принадлежало знаменитому факиху и мухаддису Бухары Абу Бакру Са‘ду (ум. в 971-72 г.) и его сыну Абу Бакру Ахмаду, которые
Шахимардан (Шах-и мардан, Шох-и мардон, перс.-тадж., «Предводитель витязей») — «святое» место на юге Ферганской долины, в одном из ущелий Алайского хребта на высоте 1540–1570 м, местонахождение мифической могилы хазрат ‘Али — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.).
Шевлан — туркменское святилище, пример «копии» «святого» места, связанного с именем одного из известных средневековых мистиков. Находится в 11 км восточнее районного центра Гаррыгала, у подножия горы Сюнт. В 50-60-е гг. святилище Ш. представляло собой небольшую купольную гробницу-мавзолей из дикого горного камня на каменистом мысе.
Ших Алов — одно из ныне наиболее популярных и посещаемых «святых» мест в Южном Туркменистане. Расположено на юго-западной окраине большого селения Багир, в 13 км от Ашхабада, между двумя историческими городищами — Старой и Новой Нисой.
‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов