ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.
ал-Мутарризи, Абу-л-Фатх Насир б. Аби-л-Макарим ‘Абд ас-Саййид б. ‘Али ал-Хваризми (1144–1213) — известный факих-ханафит, филолог-грамматист. Родился в г. Джурджанийа (Хваризм) в год смерти аз-Замахшари (1075–1144) — знаменитого хорезмийского филолога и автора му‘тазилитского комментария к Корану. Став авторитетным филологом и ревностным сторонником му‘тазилизма, ал-М. был прозван современниками «преемником» (халифá) аз-Замахшари.
ал-МУФӢД, аш-Шайх̱ Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-‘Укбарӣ ал-Х̣а̄рис̱ӣ (948 или 950— 1022) — знаменитый шиитский богослов и факих, теоретик и активный проповедник имамитского толка. Его отец был учителем в Васите, отсюда и первое прозвище Мухаммада — Ибн ал-му‘аллим («сын учителя»). Ал-М.— автор около 200 сочинений (из них 25 сохранилось).
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М.
ал-МУ‘АТ̣Т̣ИЛА («лишающие», «отрицающие») — му‘аттилиты, одно из названий му‘тазилитов, которые в противоположность антропоморфистам (ал-мушаббиха), уподоблявшим бога человеку, отрицали существование «божественных атрибутов».
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
ан-НАДЖЖА̄Р, ал-Х̣усайн б. Мух̣аммад (род. в Куме, ум. ок. 845 г.) — известный богослов, последователей которого называли наджжаритами или хусайнитами. Как свидетельствуют мусульманские доксографы, в одних вопросах ан-Н. сходился с му‘тазилитами, разойдясь с суннитами, в других — наоборот.
ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36’ или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма. Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза.
ас̣-С̣ИФА̄Т (ед. ч. сифа; «свойства», «качества», «характеристики») — термин, впервые введенный му‘тазилитами для обозначения «божественных атрибутов».