К̣А̄Д̣Ӣ (кадий, казий; «назначающий», «приговаривающий») — общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шари‘ата. В обязанности К. входит ведение всех гражданских и уголовных дел в своем городе или области, наблюдение за общественной нравственностью, назначение в случае необходимости опеки над людьми и имуществом, надзор за имуществом вакфов,
К̣АБА̄ЛА (мн. ч. к̣аба̄ла̄т) — финансовое обязательство, обычно в отношении государства. В позднее средневековье К.— откуп налогов (обычно городских, торговых). Слово К. вошло в языки мусульманских народов в значении «долговое обязательство», отсюда русское «кабала».
КА̄ТИБ — пишущий, переписчик, писатель, писец-чиновник. Первоначально К.— грамотные люди, которые записывали откровения Мухаммада, его распоряжения и письма. По мере роста сложной и разветвленной системы управления в мусульманском государстве К. называли чиновников на разных ступенях бюрократической иерархии.
КАРБАЛА̄’ (Кербела, или Машхад ал-Хусайн) — город в Ираке в 102 км к юго-юго-западу от Багдада, неподалеку от р. Евфрат, на краю пустыни, место паломничества шиитов. 10 Мухаррама (т. е. в день ‘ашура’) = 10 октября 680 г. в местности Нинава, где позднее возник город, в неравном бою с четырехтысячным
КУФР—неверие: непризнание ислама или отход от его норм. В разряд К. включаются серьезные проступки и преступления: многобожие, отказ от молитвы, колдовство, прелюбодеяние, самоубийство, пьянство, азартные игры и т. д.
МАХ̣МАЛ (михмал, махмил) — в широком значении — установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. М. аш-шариф, или просто М.,— богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами — Меккой и Мединой (ал-Хараман).
МИХ̣НА— «испытание», которому с 833 г. при аббасидских халифах ал-Ма’муне, ал-Му‘тасиме и ал-Васике подвергались богословы для установления их лояльности или нелояльности существующему режиму. Лояльными считались те из них, которые признавали тезис о сотворенности Корана во времени (худус ал-Кур’ан). Традиционалисты, отказывавшиеся признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий.
МӮСА̄—коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. М. пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к Фир‘ауну и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться
МУЛК, МИЛК (мульк, мильк; мн. ч. амла̄к) — близкие по значению и часто смешивавшиеся в употреблении термины (от корня МЛК — «владеть»). Мулк означает как неограниченную власть (в том числе и царскую) и безусловную собственность, так и объект этой собственности, а милк—только объект собственности.
МУЛЛА̄ (рус. заимствование из татар., восходит через перс, молла к. араб, маула в значении «господин, повелитель, владыка»; в других иранских и тюркских языках слово имеет формы мелла, молло, молдо) — знаток мусульманского ритуала, служитель культа; учитель религиозной школы; грамотный, ученый человек.