МУХ̣А̄КАМА — судебный процесс. Порядок судопроизводства в исламе сложился в главных чертах к середине VIII в. и основан на трех главных принципах: личное участие сторон в процессе, гласность процесса, непрерывность процесса. Процесс должен вестись устно, письменные же свидетельства и доказательства рассматривались только как записи для памяти, истинность которых должна быть
МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
МУХ̣ТАСИБ («осуществляющий хисбу») — тот, кто пресекает публичное нарушение норм мусульманской морали и наставляет на путь истинный. Обычно М.—должностное лицо, важнейшая его функция — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.
МУХА̄ДЖИР («совершивший хиджру») — мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число М. в первые годы — около сотни взрослых мужчин, в сражении при Бадре участвовало ок. 70 чел. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства
МУ‘А̄ВИЙА б. Абӣ Суфйа̄н (ок. 605—680) — первый омейядский халиф (661—680). После убийства ‘Усмана (656 г.) М. отказался признать ‘Али халифом, обвинив его в пособничестве убийцам. После убийства ‘Али М. добился отказа сына ‘Али, ал-Хасана, от притязаний на власть за огромную компенсацию и быстро распространил свою власть на весь Халифат.
РУША̄НӢЙА (афг.-перс. рошани) — рошаниты, название мусульманской общины, основанной Байазидом Ансари (1525—1572), прозванного в среде его учеников и последователей Пир-и Рошан (откуда и название общины).
С̣УЛХ̣ («улаживание», «соглашение») — мирный договор, заключавшийся мусульманами с жителями завоеванных областей; условия договора, заключенного с городом, касались всей страны или подчиненной городу округи.
СУЛТ̣А̄Н («власть», «могущество») — титул независимого светского правителя. В Коране слово С. употребляется в первоначальном значении «власть», «могущество» (14:10/11 — 12, 11/13; 15:42 и др.); в хадисах (в частности, в формуле «С.—тень Аллаха на земле») и в повествовательных источниках (до конца X в.) — в значении «политическая власть», в том
Т̣АБАК̣А̄Т (мн. ч. от т̣абак̣а; «слой», «разряд», «поколение») — «биографии поколений», лиц, живших на протяжении одного и того же определенного отрезка времени. Согласно мухаддису Ибн ас-Салаху (1181 —1245), в один «разряд» объединяют людей, «подобных», «схожих» друг с другом (ал-каум ал-муташабихун). Таким образом, Т.— собрание сменяющих друг друга «разрядов», или «поколений»,
ТА‘ЗИЙА (перс. таазие; «оплакивание») — религиозная мистерия у шиитов-имамитов, театрализованное представление в память о «мученической» гибели третьего шиитского имама ал-Хусайна б. ‘Али (уб. под Кербелой 10 октября 680 г.).