ал-Х̣АНАФӢЙА— ханафиты, последователи ханафитского мазхаба (от имени основателя Абу Ханифы, ум. в 767 г.), возникшего в VIII в. в г. Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба таковы: Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (ал-иджма‘), унаследованное от
ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной
ар-РА’Й («взгляд», «мнение», «суждение») — в фикхе по преимуществу означает собственное независимое мнение или суждение законоведа (факиха), на основании которого он выносит какое-либо правовое решение.
ас-Сигнаки (Хусам ад-дин ал-Хусайн б. ‘Али ас-Сигнаки ал-Йасави, ум. между 1311 и 1315 гг. в Мерве) — богослов, распространивший ханафитские и матуридитские традиции Центральной Азии в странах Ближнего Востока.
ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
ас̣-С̣АУМ (перс, рузе, тур.-татар, ураза; синоним сийам) — пост, одно из пяти основных обязательных предписаний ислама. Ас-С., установлен Мухаммадом в 624 г. и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (ал-и‘тикаф).
АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ал-Х̣АДӢС̱ («сторонники», «приверженцы предания») — традиционалисты, одно из основных течений в раннем исламе, оформившееся в VIII в.
АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ар-РА’Й — «сторонники независимого суждения», общее название представителей одного из направлений законоведения VII— VIII вв. в противопоставление асхаб ал-хадис — «сторонники предания». Асхаб ар-ра’й получили это название за предпочтение решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса).
ат-ТАКЛӢД («следование», «подражание») — следование авторитету муджтахида какого-либо одного мазхаба в разработках частных вопросов фикха. Ат-Т. делится на Т. ал-хасс (уровень ученых) и Т. ал-‘амм (уровень обычных знаний).