aл-Маргинани, Бурхан ад-дин ‘Али б. Аби Бакр б. ‘Абд ал-Джалил ал-Фаргани ар-Ришдани (1118–1197) — известный факих-ханафит, автор многочисленных книг по фикху.
ал-МА‘А̄Д («возвращение») — будущая жизнь, жизнь после конца света (в некоторых аспектах синоним- ал-ахира). Понятие ал-М. включает в себя конец света (ас-са‘а), воскресение умерших (ал-кийама), суд Аллаха над людьми (йаум ад-дин, ас-су’ал), поселение людей в аду (джаханнам) и раю (ал-джанна). Представление об ал-М.— один из главных догматов ислама.
ал-Мутарризи, Абу-л-Фатх Насир б. Аби-л-Макарим ‘Абд ас-Саййид б. ‘Али ал-Хваризми (1144–1213) — известный факих-ханафит, филолог-грамматист. Родился в г. Джурджанийа (Хваризм) в год смерти аз-Замахшари (1075–1144) — знаменитого хорезмийского филолога и автора му‘тазилитского комментария к Корану. Став авторитетным филологом и ревностным сторонником му‘тазилизма, ал-М. был прозван современниками «преемником» (халифá) аз-Замахшари.
ал-МУФӢД, аш-Шайх̱ Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-‘Укбарӣ ал-Х̣а̄рис̱ӣ (948 или 950— 1022) — знаменитый шиитский богослов и факих, теоретик и активный проповедник имамитского толка. Его отец был учителем в Васите, отсюда и первое прозвище Мухаммада — Ибн ал-му‘аллим («сын учителя»). Ал-М.— автор около 200 сочинений (из них 25 сохранилось).
ал-МУХ̣А̄СИБӢ, Абӯ ‘Алӣ ал-Х̣а̄рис̱ б. Асад ал-‘Аназӣ (ок. 781—857) — багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. Хадисы и фикх изучал у известного традиционалиста Йазида б. Харуна (ум. в 821 г.) и некоего Абу Исхака ал-Кураши. В молодости ал-М. переехал в Багдад, где продолжил учебу самостоятельно. Ал-М.
ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.
ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
ал-ФИК̣Х («глубокое понимание, знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Ал-Ф. в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства—халифата. До первой половины VIII в, система социальных норм (в том числе и юридических) Халифата в