Сейит Неджепи (саййид Наджафи) — «святое» место, связанное с легендарным основателем и покровителем одной из групп хваджей, представителей овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен. Расположено на вершине холма у западной окраины приграничного с Ираном селения Ходжа-Кала в долине р. Сумбар на территории Гаррыгалинского этрапа
Сокит (сокыт; узб. сокит килмок — «освобождать от трудностей») — обряд, посвященный мусульманскому «святому» Афак-хвадже (Офок-хваджа; араб. афак — «горизонты» или араб. аффак — «путешественник»), которого в народе называют Аппак (Оппок)-ходжа (тюрк. оппок — «белый»). С. распространен в центральных и восточных районах Ферганской долины.
Султан Санджар — одно из наиболее крупных и почитаемых святых мест Туркменистана и выдающийся историко-архитектурный памятник. Расположен в восточной части Республики на всемирно известном городище Старого Мерва близ современного г. Байрамали. Название этого комплекса связано с именем Санджара (1086–1157) — последнего султана Салджукской империи.
Увайс-и Карани — культовый комплекс (арам-гах, кадам-гах, мазар) в районном центре Ховалинг (Хатлонская обл., Республика Таджикистан), связанный с именем легендарного йаманского аскета из числа «последователей» (таби’ун) пророка Мухаммада, «божьего угодника» (валий) Увайса ал-Карани (вероятно, убит в 37/657 г.), прославившегося особым благочестием и уважительным отношением к Посланнику.
Хᴮаджа ‘Абд Аллах (Ходжа Абдаллах, туркм. Hoja Abdylla, Bureýda-babá) — мазар в 2 км к северо-востоку от аэропорта современного г. Мары (Туркменистан). Представляет собой мавзолей-чартак классического типа миниатюрных размеров (в плане 3,8х3,8м) с монументальной эпиграфикой, опоясывающей стены и арки. В конце ХХ в. оказался замурованным в «рубашку» из современного кирпича,
Чилтан (перс.-тадж., «сорок человек», синоним тюрк. кырк-чилтан) — категория «святых», почитаемых в Средней Азии. Этот образ «святых» известен также народам Афганистана, Ирана и Турции.
Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой 50–90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня.
Чхар Бакр (Чор Бакр; перс.-тадж., «Четыре Бакра») — мусульманский некрополь (X — начало XX в.), расположенный в 5 км к северо-западу от Бухары в селении Сумитан. В X в. селение принадлежало знаменитому факиху и мухаддису Бухары Абу Бакру Са‘ду (ум. в 971-72 г.) и его сыну Абу Бакру Ахмаду, которые
Шахимардан (Шах-и мардан, Шох-и мардон, перс.-тадж., «Предводитель витязей») — «святое» место на юге Ферганской долины, в одном из ущелий Алайского хребта на высоте 1540–1570 м, местонахождение мифической могилы хазрат ‘Али — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.).
Шевлан — туркменское святилище, пример «копии» «святого» места, связанного с именем одного из известных средневековых мистиков. Находится в 11 км восточнее районного центра Гаррыгала, у подножия горы Сюнт. В 50-60-е гг. святилище Ш. представляло собой небольшую купольную гробницу-мавзолей из дикого горного камня на каменистом мысе.