Дога (от араб. ду‘а’ — «призыв», «молитва») — один из наиболее распространённых в быту туркмен, как и ряда других мусульманских народов, видов амулетов. Носит универсальный или специализированный характер: от болезней, воздействия злых духов, сглаза, бесплодия, приворота и т.д. Представляет собой треугольный или четырёхугольный матерчатый или кожаный мешочек, в который вложена запись какой-либо молитвы или изречений из Корана в качестве магического оберега, в связи с чем амулет и получил такое название.
Д. на бумажках пишут муллы или ишаны. В зависимости от предназначения амулета, а также ранга и популярности его изготовителя стоимость Д. заметно варьируется. Государственная политика воинствующего атеизма привела к тому, что в 40–70-е гг. XX в. более или менее образованных в религиозном отношении служителей исламского культа оставалось немного, значительную часть духовенства составляли «доморощенные» муллы, вследствие чего Д. кроме традиционной формулы Бисми-Ллахи ар-Рахман ар-Рахим («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!») порой содержали лишь имитацию некоего текста арабской графикой.
В Д. вкладывают соль, древесный уголь, золу, реже — верблюжью шерсть, зуб или щетину кабана и т.п. (одно должно помочь своей святостью, например соль, уголь как символ огня, другое — своей нечистотой: кабаньи зуб, щетина), что свидетельствует о сохранении отголосков домусульманских верований. Иногда бумажки с заклинанием, свёрнутые в трубочку, вставляют в серебряное нагрудное украшение тумар — полый цилиндр со суженными концами, нередко с внутренней перегородкой. Концевые отверстия тумара закрываются, и украшение, приобретя магическое значение, называется уже Д.-тумар или догалы тумар.
Чаще всего Д. используют женщины: вешают их на грудь или пришивают к платью, а маленьким детям — к тюбетейке или вшивают в одежду у ворота. Большие Д. укрепляют как оберег над входом в жилище, на шее скота (верблюдов, коров), на ценных предметах и т.д.
Лит-pa: С.М.Демидов. Дога-тумарларын, «сыры» [«Тайны» амулетов]. Ашгабат, 1983.
С.М.Демидов