Йулдаш, маулави — Мухаммад Йулдаш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, поэт-просветитель и каллиграф. Родился в Коканде, в квартале (махалла) Хваджи—бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изучал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь преподавал в кокандских мадрасах хадисы и Дала’ил. Й. публиковал статьи, посвящённые теоретическим и практическим проблемам ислама, в журналах Шура («Совет») и ал-Ислах («Реформа»), издаваемых в начале ХХ в. Так, в статье о посещении могил «святых» и «заступничестве» (шафа‘а), обсуждавшихся его современниками, он осуждал тех, кто приравнивал «заступничество» «святых» к «заступничеству» пророка Мухаммада, утверждая, что «заступничество» в Судный день принадлежит только Мухаммаду. Свои доводы он подкреплял цитатами из Корана и сочинений имама ал-Бухари, Са‘д ад-дина ат-Тафтазани и др. В своих научных трудах он часто ссылался на сочинения таких авторитетов исламского мира, как Абу Райхан ал-Бируни, Ибн Сина, Мухаммад ал-Газали, Ибн Таймийа, Джамал ад-дин Афгани и др. В то же время он вел переписку со многими богословами мусульманского Востока по разным вопросам науки и религии.
Свои религиозные убеждения Й. излагал и в стихотворной форме, в частности, в поэме (касиде) Хафават ал-амджад ва-ара’ тарик ар-рашад («Промахи знатнейшего и суждения идущего верным путём»). Касида состоит из четырёх разделов, или глав (фасл): ал-Фасл фи-т-тилава («Глава о чтении вслух [Корана]»), в которой он описал, каким должен быть чтец Корана; ал-Фасл фи-л-кифа’а («Глава о равенстве»), в которой проводится мысль о равенстве всех людей перед Аллахом и осуждается их деление по происхождению; ал-Фасл фи-л-хайр («Глава о добре»), посвящённая соотношению религии и философии; ал-Фасл фи-ш-шафа‘а («Глава о заступничестве»), в которой автор подробно излагает представление о «заступничестве» пророка Мухаммада в Судный день. Касида и её разделы озаглавлены по-арабски, но её содержание изложено на доступном для простого народа языке. При этом он сочинял свои произведения на узбекском, персидском и арабском языках.
Й. был близко знаком, переписывался и поддерживал творческие связи с известными поэтами своего времени — Мукими (1805–1903), Мухйи (1835–1911), Раджи (1868–1924) и др. Сам он сочинял стихи практически во всех жанрах традиционной восточной поэзии, составил из них «диван». В его поэтическом творчестве отражены также социально-политические перемены в обществе и важные мировые события его эпохи. В частности, он писал стихи, посвящённые восстанию Дукчи-ишана в Андижане (1898) и русско-японской войне. Свои поэтические произведения он подписывал псевдонимами Маулави («Дарвиш братства маулавийа») и Джавад («Щедрый»).
Й. вёл аскетический образ жизни. По словам его современника, известного поэта и писателя Чулпана (1898–1938), Й. был вольнодумным дарвишем. После смерти Й. в наследство его детям остались лишь книги и его собственные сочинения. Упомянутый выше кокандский поэт Раджи в связи с кончиной Й. написал хронограмму (та’рих), которая высечена на могильной плите последнего.
Лит-ра: Туркистон вилайатининг газети. 27.09.1907; Чулпан. Икки йукатиш (Две потери) // Кизил байрак (Красное знамя). 06.07.1922; Г.Каримов. Мукимий. Хаёти ва ижоди (Жизнь и творчество Мукими). Тошкент, 1971, 170; Р.Таджибаев. Мавлави Йулдашнинг бир тарихи хакида (Об одной хронограмме Мавлави Йулдаша) // Узбек тили ва адабиёти (журн.). 2002, № 6, 53–54.
А.Турдиалиев