Мавзолей асхабов — комплекс сооружений на территории городища Султан-кала, сельджукской части Мерва (Марыйский вилайат, Туркменистан). Состоит из двух надмогильных купольных киосков и сводчатых айванов, создающих монументальный фон для почитаемых могил двух сподвижников пророка Мухаммада (араб. ал-асхаб, ас-сахаба), умерших и похороненных в Мерве в VII в. Их имена сохранились в эпиграфических текстах на двух мраморных плитах-намогильниках, изготовленных, судя по качеству и стилю письма, в XV в. Надпись на правой плите указывает, что под ней похоронен Абу ‘Абд Аллах Бурайда б. Хусайб ал-Аслами (ум. в Мерве в 63/682 г.). Это довольно известный персонаж в истории становления ислама, родом из арабского племени аслам. Его знакомство с Пророком восходит к периоду «переселения» (араб. ал-хиджра). Сначала он был в числе тех, кто ради вознаграждения разыскивал Пророка, чтобы сдать его курайшитам, но, найдя его и пообщавшись с ним, Бурайда прозрел и вместе со своими всадниками принял ислам. После этого все они продолжили путь вместе с Мухаммадом и охраняли его. По преданию, Бурайда заявил Пророку, что его вхождение в Йасриб (впоследствии ал-Мадина) без знамени нежелательно, поэтому он снял с головы свою повязку и, нанизав её на копьё, стал его знаменосцем. В день взятия Макки/Мекки он снова был в числе знаменосцев. Пророк назначил его также сборщиком заката. После взятия Мекки Мухаммад отправил его в составе военного отряда в ал-Йаман/Йемен. Затем Бурайда участвовал в походе в сторону Сирии, в период «праведных» халифов продолжал участвовать в военных походах, в частности на Хурасан. Бурайда известен и как передатчик хадисов со слов Мухаммада.
Из надписи на левой плите следует, что она установлена на том месте, где похоронен другой сподвижник Мухаммада — ал-Хакам б. ‘Амр ал-Гифари (ум. в 51/670 г.), родом из арабского племени гифар, прибывший в Мерв в 45/665 г., известный как один из знаменосцев Пророка.
Первое письменное сообщение о том, что в этом городе есть могилы сподвижников Пророка, оставил житель Мерва историк арабского происхождения ас-Сам‘ани (1113–1167), правда, не называя их имён. Но уже Йакут ар-Руми (1179–1229) уточняет, что в квартале Джиссин в верхней части Мерва покоится прах Бурайды б. ал-Хусайба ал-Аслами и ал-Хакама б. ‘Амра ал-Гифари.
Судя по некоторым архитектурным признакам, в X–XI вв. над их захоронениями были возведены купольные киоски, реконструированные в XV в. Нынешнее их состояние — результат ремонта 1914 г., хотя и в искажённом виде, но в целом повторяющего объемно-планировочное решение оригинала, сохранившегося лишь на фотографиях конца XIX в. В начале XV в., при Тимуридах появились и два упомянутых айвана, целиком облицованные синими и голубыми изразцами. Сейчас эта облицовка частично сохранилась только внутри айванов — на торцах и щеках портальных арок. Видимо, одновременно были установлены и намогильные мраморные плиты, украшенные глубокой резьбой с растительным декором и эпиграфикой, выполненными в лучших традициях камнерезного искусства тимуридской эпохи. Характерно, что южные городские ворота Султан-калы, расположенные близ мазара асхабов, при Сельджукидах именовались воротами Аламбердара («Знаменосца»).
В последующие века вокруг ансамбля были возведены из сырца молельное помещение, дом смотрителя и худжры для паломников. В 90-е гг. ХХ в. все эти постройки были заново отстроены из жжёного кирпича. С 2013 г. ведётся комплексная реставрация ансамбля Мавзолея турецкими специалистами на средства правительства Турции. К этому комплексу примыкает сардоба (XV в.) — глубокий водоём с подземным купольным залом, портальный вход в который оформлен более поздним рельефным орнаментом из гипса с растительными мотивами. Сардоба также входит в маршрут паломничества (зийара) к Мавзолею.
Лит-ра: МИИТ, I, 329, 434; Пугаченкова. Пути развития, 400–405; L.Golombek, D.Wilber. The Timurid Architecture of Iran and Turan. Vol. 1. Princeton, 1988, 338.
Р.Г.Мурадов
В статье использована иллюстрация Александра Петрова. URL: https://silkadv.com/en/content/ayvany-mavzoleev-ashabov.