МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали). Вопрос о соотношении М. и карама широко обсуждался в мусульманском богословии. Му‘тазилиты полагали, что М. лежит за пределами человеческих возможностей и потому совершается непосредственно богом. Они видели в М. подтверждение истинности пророческого откровения, что в равной степени доказуемо и рациональным путем. Большинство аш‘аритов также признавали М. как необходимое условие пророческой миссии. Его обязательными признаками они считали: а) предварительный вызов, который пророк бросает «аудитории» (тахадди); б) его уверенность в том, что М. осуществится; в) публичное совершение М. Многие авторы подчеркивали качественное превосходство М. над карама, в частности «неподражаемость» и «неповторимость» М. В целом считалось, что публичное чудотворство со смертью последнего пророка, Мухаммада, прекратилось навеки. Тех, кто прибегал к М. позднее для подтверждения своих религиозных и политических притязаний, суннитские факихи обвиняли в лжепророчестве и неверии, требуя их казни (см. ал-Халладж). Их чудотворство объявлялось шарлатанством (ша‘ваза). Философы (в частности, Ибн Сина), исходя из свойственного им детерминизма, полагали, что способность творить чудеса заложена в самой духовной и телесной природе пророков, поэтому М. совершаются непосредственно ими. Аулийа’ же приобретают способность к чудотворству благодаря своему аскетизму и добродетелям.
Лит-ра: см. лит-ру к ст. карама.
А.Д.Кныш