ТАФСИР

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это слово указывает на одну из самых широких областей исламоведения, предметом которой является толкование Священного Корана.

ВВЕДЕНИЕ.

Поначалу семитский корень пашшара/фассара употреблялся в значении «плавить», а позднее он стал использоваться в значении «толковать» (сны) и «объяснять». Помимо арабского языка, подобное употребление данного слова можно встретить в таких древних языках, как аккадский, шумерский, еврейский, сирийский, мандейский, а также в различных арамейских формах Ветхого Завета [1.]. В процессе перенесения значения «плавить» на значение «толковать» (сны) появилась метафора, построенная на сравнении плавки руды для получения чистого металла с плавкой слова с целью получения скрытого в нем смысла. Возведение значения слова тафсир к понятиям тасфир и роушан кярдан («прояснять»), встречающееся в некоторых источниках, не обосновано [2.] . Это слово употребляется в Священном Коране в суре «Различение», где говорится о том, что Господь дает своему пророку «лучшее в толковании» (25:35). Ар-Рагиб ал-Исфахани обращается к основе данного слова и понимает корень фассара как «выявление разумного смысла» [3.].

В Священном Коране для выражения понятия «толковать сновидения» употребляются глаголы ‘абара (12:43) и ’аввала (12:6, 21 и далее), использование же для этого значения слова тафсир относится к арабскому языку посткоранического [4.] периода. По отношению к кораническим айатам, а также некоторым трудным для понимания отрывкам неоднократно используется слово та’вил (см., напр.: 3:7; 18:82), а иногда Корану приписывается «разъяснение» (та‘бир) смысла прочитанного (75:19).

В преданиях имеются примеры, свидетельствующие о том, что в эпоху сподвижников пророка (асхабов) слово тафсир использовалось в значении «разъяснять смысл Корана». Объем же преданий периода последователей сподвижников пророка (таби‘ун) позволяет с уверенностью говорить о подобном употреблении: в Ираке и Хиджазе рассказывали, что это слово использовали Муджахид, Зухра, Зайд ибн Аслам, ‘Амир Шу‘ба и Ибрахим Нахи‘и.

С наступлением II/VIII в. последователи сподвижников пророка (таби‘ун) даже стали трактовать слово тафсир как «разъяснение слов пророка». Комментируя связь сунны с Кораном, во II/VIII в. Йахйа ибн Аби Касир использовал выражение «сунна выносит суждение Книге Аллаха». Полвека спустя аш-Шафи‘и говорил об истолковании Корана с помощью сунны. В начале III/IX  в. Ахмад ибн Ханбал рассуждал о сунне как о комментарии к Священной Книге. После Ханбала это мнение было подтверждено и другими учеными. Однако, как следует из объяснений Ахмада ибн Ханбала, слова «выносит суждение» он считал слишком смелыми и заменял их глаголом «комментирует» (туфассиру). Наряду с убеждением о том, что одни айаты Корана толкуют другие, существовало мнение, что пророческие хадисы могут комментировать прочие предания. Экзегетическая связь Корана с самим же Кораном, Корана и сунны, а также сунны с самой сунной породила специфическое употребление термина тафсир во II/VIII в., когда последний оказался антонимом понятия «краткость» [5.]. Связка «краткий, неясный» (муджмал) – «подробно истолкованный» (муфассар) также широко использовалась для объяснения связи между двумя шари‘атскими доводами и в III–IV вв. х. / IX–X вв. н. э. [6.], а в III/IX в. она дала название двум богословско-догматическим трудам ‘Исы ибн Абана Ханафи (220/835) [7.] и Дауда аз-Захири (270/883–884).

В книгах догматического содержания, составлявшихся в период с V/XI в., упомянутая связка уступила место связке «краткий, неясный» (муджмал) – «подробно разъясненный» (мубаййан) [8.]; ввиду распространения последней ее стали использовать гораздо реже [9.]. Начиная со Средних веков в источниках по коранистике и хадисоведению чаще употребляются термины муджмал и муфассар  [10.]. В дополнение ко всему сказанному выше необходимо отметить, что начиная со II/VIII в., в эпоху переводов, термин тафсир использовался как синоним понятия «перевод» для текстов, переводившихся на арабский с греческого и других языков [11.], однако несколько веков назад подобное употребление было оставлено.

К числу терминов, всегда использовавшихся в паре друг с другом, относятся тафсир и та’вил. Частота использования термина тафсир применительно к Корану в первые века хиджры не позволяет провести четкой границы между ним и термином та’вил, поэтому ученые-филологи, такие как Абу ал-‘Аббас Мухаммад ибн Йазид ал-Мубаррад, говорили об их едином значении [12.]. В то же самое время другая группа ученых, придерживавшихся богословско-правоведческих взглядов, считала, что термин тафсир относится к толкованию смысла [13.], основанного на внешней форме выражения, а та’вил – к толкованию скрытого смысла. Иногда тафсир считали объяснением трудных слов, а та’вил – возведением одного из двух вероятных значений к другому [14.].

Некоторые лексикографы считали тафсир объяснением, основанным на анализе лексем, а та’вил – пояснением, основанным на предложениях, включающих все эти слова [15.] . При этом, хотя данная точка зрения и опирается на лексический анализ, все же она больше оттеняет значение слов тафсир и та’вил как лексических единиц, а не как терминов This triggers the tooltip[16.].

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

III. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ ВО II–IV ВВ. Х. / VIII–X ВВ. Н. Э.

IV.ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V–IX вв. х. / XI–XV вв. н.э.).

V.ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВЕКА (X в. х. / XVI в. н.э. и далее).

VI. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭКЗЕГЕТИКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

Лит-ра: ‘Абд ар-Рахим, ‘Абд ал-Гаффар. ал-Имам Мухаммад ‘Абдо: ман хаджаху фи тафсир [«Имам Мухаммад ‘Абдо: его методология толкования [Корана]»]. Каир, 1980. Абу ал-‘Аббас ал-Асамм, Мухаммад. Муснад аш-шафи‘и [«Достоверные предания, приводимые в сочинениях аш-Шафи‘и»]. Бейрут:  Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, б. г. Абу ‘Амр ад-Дани, ‘Усман. ас-Сунан ал-варидат фи-лфитан [«Достоверные предания, вошедшие в заблуждения»] / подг. Рида Аллах ибн Мухаммад Идрис Мубаракфаури. Эр-Рияд, 1416/1996. Абу ал-‘Араб, Мухаммад. Табакат ‘улама’ Ифрикийа ва Тунис [«Разряды ученых из Африки и Туниса»] / подг. ‘Али Шаби и Хасан Йафи.  Тунис/Алжир. Б. г. Абу Дауд ас-Сиджистани, Сулайман. ас-Сунан [«Достовер ные преда ния»] / подг. Мухаммад Мухйи ад-Дин ‘Абд ал-Хамид. Каир, 1369/ 1950. Абу Исхак аш-Ширази, Ибрахим. ал-Лам‘ [«Сияние»]. Бейрут, 1405/ 1985. Абу Йа‘ла ал-Мавсили, Ахмад. ал-Муснад [«Сборник достоверных преданий»] / подг. Хусейн Салим Асад. Дамаск, 1404/1984. Абу ал-Лайс ас-Самарканди, Наср. Тафсир ал-Кур’ан [«Толкование Корана»] / подг. ‘Абд ар-Рахим Ахмад Зака. Багдад, 1405–1406/1985– 1986. Абу ал-Макарим ар-Рази, Махмуд. Дака’ик ат-та’вил ва хака’ик ат-танзил [«Тонкости аллегорического толкования и истины От кровения»] / подг. Джуйа Джаханбахш. Тегеран, 1381/ 2002. Абу Ну‘айм ал-Исфахани, Ахмад. Зикр ахбар Исбахан [«Поминание известий о Исфахане»] / подг. С. Дедринг. Лейден, 1934. Его же. Хилйат ал-аулийа’ [«Украшения избранников Божьих»]. Каир, 1351/1932. Абу ас-Са‘уд, Мухаммад. Иршад ал-‘акл ас-салим [«Наставления здравого смысла»]. Бейрут: Дар ихйа ат-тирас ал‘араби, б. г. Абу Талиб ал-Макки, Мухаммад. Кут ал-кулуб [«Пища сердец»] / подг. Басил ‘Уйун ас-Суд. Бейрут, 1417/1997. Абу ‘Убайда, Му‘аммар. Маджаз ал-Кур’ан [«Иносказания в Коране»] / подг. Фу’ад Сезгин. Каир, 1374–1381/1955–1961. Абу ал-Футух ар-Рази, Хусейн. Равд ал-джинан ва рух ал-джинан [«Дуновение рая и божественное дыхание на душии [людские]»] / подг. Мухаммад-Джа‘фар Йахики и Мухаммад Махди Насих. Машхад, 1365/ 1986 и далее. Абу Хаджар, Ахмад. Тафсир ал-‘илми ли-л-Кур’ан фи-л-Мизан [«На учный комментарий Корана в ал-Мизане»]. Бейрут, 1411/1991. Абу Хайан ал-Гарнати, Мухаммад. ал-Бахр ал-мухит [«Всеохва тывающее море»]. Бейрут, 1403/1983. Абу Хилал‘Аскари, Хасан. ал-Фурук ал-лугавийа [«Языковые отличия»]. Каир, 1353/1934. Абу ал-Хусейн ал-Басри, Мухаммад. ал-Му‘тамад [«Надежный»] / подг. Халил Мис. Бейрут, 1403/1983. Азарнуш, Азарташ. Та’рих-е тарджуме аз ‘араби бе фарси [«Исто рия переводов с арабского языка на персидский»]. Тегеран, 1375/ 1996. Айази, Мухаммад-‘Али. Кур’ан ва тафсир-е ‘асри [«Коран и современная экзегеза»]. Тегеран, 1376/1997. Ал-‘Айаши, Мухаммад. ат-Тафсир [«Комментарий»]. Кум, 1380– 1381/1960–1961. Ака Бузург Техрани. Аз-Зари‘а ила тасаниф аш-ши‘а [«Апология ши‘итских сочинений»]. Тт. 1–20. Тегеран, 1390/1970. ‘Акики Бахшийаши, ‘Абд ар-Рахим. Табакат-е муфассиран-е ши‘е [«Разряды ши‘итских комментаторов»]. Кум, 1371/1992. ‘Акили, Мухаммад. Китаб ад-ду‘афа’ ал-кабир [«Большая книга о “слабых” [передатчиках хадисов]»] / подг. ‘Абд ал-Му‘та Амин Кал‘аджи. Бейрут, 1404/1994. ‘Аккаша, Сарват. Мукаддаме бар ал-Ма‘ариф [«Введение к “ал-Ма‘ариф”»] (см. также Ибн Кутайба). Ал-Хилли, Хасан. ал-Иджазат ила Бани Захра [«Иджаза БаниЗа хра»] // Бихар ал-анвар, т. 104 (см. также ал-Маджлиси). Его же. ар-Риджал [«Деятели религии»]. Наджаф, 1381/ 1961. Ал-Амади, ‘Али. ал-Ахкам фи усул ал-ахкам [«Правила в основах религиозных предписаний»] / подг. Саййид Джамили. Бейрут, 1404/1984. Ал-Амир ас-Сан‘ани, Мухаммад. Субул ас-салам [«Верные пути»] / подг. Мухаммад ‘Абд ал-‘Азиз Холи. Каир, 1379/1960. Араки, Нур ад-Дин. ал-Кур’ан ва-л-‘акл [«Коран и разум»]. Тегеран, 1352/1973. Ал-Астрабади, Шараф ад-Дин ‘Али. Та’вил ал-айат аз-захира [«Аллегорическое толкование “ясных” айатов»] / подг. в медресе Имама Махди (мир ему!). Кум, 1407/1987. Ахкам ал-Кур’ан ли-Шафи‘и [«Предписания Корана согласно аш-Шафи‘и»] / собр. Абу Бакр ал-Байхаки; подг. ‘Абд ал-Гани ‘Абд алХалик. Бейрут, 1400/1980. Ахмад Ибн Ханбал. Китаб ал-‘илал ва ма‘рифат ар-риджал [«Книга рассказов о скрытых недостатках и знаниях деятелей религии»] / подг.  Васиаллах ‘Аббас. Бейрут, 1408/1988. Его же. Муснад. Каир, 1313/1895–1896. Ахунд Хурасани, Мухаммад-Казим. Кифайат ал-усул [«Достаточные основы»]. Кум, 1409/1989. Ал-Аш‘ари, ‘Али. Макалат ал-исламийин ва-хтилаф ал-мусаллин [«Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся»] / подг. Х. Риттер. Висбаден, 1980. Ал-Багави, Хусейн. Ма‘алимат-танзил [«Учение Откровения»] / подг. Халид ‘Ак и Марван Савар. Бейрут, 1407/1987. Ал-Багдади. Ал-идах ал-макнун [«Разъяснение тайн»]. Б. м., б. г. Его же. Хадийа ал-‘арифин [«Подношение обладателей знания»].  Б. м., б. г. Ал-Байади, ‘Али. ас-Сират ал-мустаким [«Прямой путь»] / подг. Мухаммад-Бакира Бехбуди. Тегеран, 1384/1964. Ал-Байдави, ‘Абдаллах. Анвар ат-танзил ва асрар ат-та’вил [«Свет ниспосылания Корана и тайны толкования»] / подг. ‘Абд ал-Кадир ‘Ара фат Хасуна. Бейрут, 1416/1996. Ал-Байхаки, ‘Али. Та’рих-е Байхак [«История Байхака»] / подг.  Ахмад Бахманйар. Тегеран, 1317/1938. Ал-Байхаки, Ахмад. Исбат ‘азаб ал-кабр [«Доказательства загробных мук»] / подг. Шараф Махмуд ал-Куззат. Амман, 1405/ 1985. Его же. аз-Зухд ал-кабир [«Великое подвижничество»] / подг.  ‘Амир Ахмад Хайдар. Бейрут, 1416/1996. Его же. ал-Кира’ат халф ал-имам [«Чтение [Корана] вслед за имамом»] / подг. Мухаммад Са‘ид ибн Басийуни Заглул. Бейрут, 1405/ 1985. Его же. ас-Сунан ал-кубра [Большой сборник достоверных преданий] / подг. Мухаммад ‘Абд ал-Кадир ‘Ата’. Мекка, 1414/1994. Его же. Шу‘аб ал-иман [«Ветви веры»] / подг. Мухаммад Са‘ид ибн Басийуни Заглул. Бейрут, 1410/1990. Бали-заде, ‘Али. ал-‘Акд ал-манзум [«Завет в стихах»] (вместе с аш-Шака’ик ан-ну‘манийа [«Анемоны»]; см. также Ташкепрюлю-заде.  Б. м., б. г. Ал-Барки, Ахмад. ал-Махасин [«Похвальное»] / подг. Джалал адДин Мухаддиса. Тегеран, 1331/1952. Ал-Бухари, Мухаммад. ас-Сахих [«Достоверный»] / подг. Мустафа Диб ал-Бага. Бейрут, 1407/1987. Его же. ат-Та’рих ас-сагир [«Малая история»] / подг. Махмуд Ибрахим Зайид. Алеппо  Каир, 1397/1977. Ал-Бахрани, Хашим. Гайат ал-марам [«Предел желания»]. Тегеран, 1272/1856. Ал-Вахиди, ‘Али. Асбаб ан-нузул [«Обстоятельства низведения Откровения»]. Каир, 1388/1968. Ал-Газали, Абу Хамид. ал-Манхул мин та‘ликат ал-усул [«Квинтэссенция основ фикха»] / подг. Мухаммад-Хасан Хиту. Дамаск, 1400/1980. Его же. ал-Мустасфа фи ‘илм ал усул [«Избранное в изучении основ фикха»] / подг. Мухаммад ‘Абд ас-Салам ‘Абд аш-Шафи. Бейрут, 1413/1993. Ад-Дамири, Мухаммад. Хайат ал-хайаван ал-кубра [«Многое о жиз ни животных»]. Каир: Мактабат Мустафа ал-Баби ал-Халаби, б. г. Ад-Дарими, ‘Абдаллах. ас-Сунан [«Достоверные предания»] / подг. Фаваз Ахмад Земерли и Халид ас-Саб‘ ал-‘Алами. Бейрут, 1497/1987. Дарвазе, Мухаммад ‘Иззат. ат-Тафсир ал-хадис [«Современное толкование [Корана]»]. Каир, 1376/1956. Ад-Дауди, Мухаммад. Табакат ал-муфассирин [«Разряды комментаторов»]. Бейрут, 1403/1983. Джамал ад-Дин ал-Афгани/ал-Асадабади. Макалат Джамалийа [«Джамаловы речи»] / собр. Мирза Лутфаллах; подг. Сафаталлах Джамали. Тегеран, 1312/1895. Ал-Джами, ‘Абд ар-Рахман. Нафахат ал-унс [«Дыхания святых мужей»] / подг. Махмуд ‘Абиди. Тегеран, 1370/1991. Ал-Джасас, Ахмад. Ахкам ал-Кур’ан [«Предписания Корана»] / подг. Мухаммад-Садик Кумхави. Бейрут, 1405/1985. Его же. ал-Фусул фи-л-усул [«Главы об основах [религии]»] / подг.  ‘Аджил Джасим Нашми. Кувейт, 1405/1985. Джонс М. Мукаддаме бар ал-Магази-йе Вакиди [«Введение к “ал-Магази” Вакиди»]. Лондон, 1966. Ал-Джувайни, ‘Абд ал-Малик. ал-Бурхан фи усул ал-фикх [«Дока зательство об основах фикха»] / подг. ‘Абд ал-‘Азим Махмуд Диб. Мансур, 1418/1998. Аз-Замахшари, Махмуд. ал-Кашшаф ‘ан хака’ик гавамид ат-танзил ва ‘уйун ал акавил фи вуджух ат-та’вил [«Раскрывающий истины тайн Откровения и истоки суждений о способах толкования»]. Каир, 1366/1947. Аз-Заркаши, Мухаммад. ал-Бурхан фи ‘улум ал-Кур’ан [«Доказательство в пользу познания Корана»] / подг. Мухаммад Абу ал-Фадл Ибрахим. Бейрут, 1391/1971. Аз-Захаби, Мухаммад. Ма‘рифат ал-курра’ ал-куббар [«Знания о великих чтецах Корана»] / подг. Башшар ‘Авад Ма‘руф и др. Бейрут, 1404/1984. Его же. Мизан ал-и‘тидал [«Мерило справедливости»] / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Каир, 1382/1963. Его же. Сийар а‘лам ан-нубала’ [«Жизнеописания благородных мужей»] / подг. Шу‘айб Арнаут и др. Бейрут, 1405/1985. Аз-Захаби, Мухаммад-Хусейн. ат-Тафсир ва-л-муфассирун [«Толко вание Корана и толкователи»]. Бейрут, 1421/2000. Аз-Зерекли, Хайр ад-Дин. Ал-А‘лам [«Выдающиеся деятели»]. Б. м, б. г. Зийа Мукаддаси, Мухаммад. ал-Ахадис ал-мухтара [«Избранные хадисы»] / подг. ‘Абд ал-Малик ‘Абдаллах Дахйаш. Мекка, 1410/ 1990. Аз-Заркани, Мухаммад ‘Абд ал-‘Азим. Манахил ал-‘ирфан фи ‘улум ал-Курʼан [«Источники сокровенного знания о науках Корана»].  Бейрут, 1416/1996. Аз-Заркани, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Баки. Шарх ал-муватта’ [«Комментарий на “ал-Муватта’” Малика ибн Анаса»]. Бейрут, 1411/1991. Ибн Абар, Мухаммад. ат-Такмилат [«Дополнение»] / подг. ‘Абд асСалам Харрас. Бейрут, 1415/1995. Его же. ал-Му‘джам [«Лексикон»] / подг. Ф. Кудра. Мадрид, 1885. Ибн ‘Абд ал-Барр, Йусуф. ал-Исти‘аб [«Усвоение»] / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Бейрут, 1412/1992. Его же. ат-Тамхид ли ма фи ал муватта’ мин ал ма‘ани ва ал асанид [«Введение в смыслы и изводы в сочинении “Торная тропа” (Малика ибн Анаса)»] / подг. Мустафа ‘Алави и Мухаммад ‘Абд ал-Кабир Бакри.  Рибат, 1387/1967. Ибн Аби ‘Асим, Ахмад. аз-Зухд [«Подвижничество»] / подг. ‘Абд ал-‘Али ‘Абд ал-Хамид Хамид. Каир, 1408/1988. Ибн Аби Дауд, ‘Абдаллах. ал-Масахиф [«Списки Корана»]. Каир, 1355/1936. Ибн Аби Йа‘ла, Мухаммад. Табакат ал-ханабила [«Разряды ханбалитов»] / подг. Мухаммад Хамид Факки. Каир, 1371/1952. Ибн Аби Хатим ар-Рази, ‘Абд ар-Рахман. Тафсир ал-кур’ан ал-‘азим [«Толкование Великого Корана»] / подг. Ас‘ад Мухаммад Тайиб.  Бейрут, 1419/1999. Его же. ал-Джарх ва-т-та‘дил [«Оспаривание и подтверждение достоверности»]. Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее. Ибн Аби Шайба, ‘Абдаллах. ал-Мусаннаф [«Сборник хадисов»] / подг. Камал Йусуф Хут. Эр-Рияд, 1409/1989. Ибн ‘Адда, ‘Абдаллах. ал-Камил [«Полный»] / подг. Йахйа Мухтар Газави. Бейрут, 1409/1988. Ибн ‘Адил, ‘Умар. ал-Лубаб фи ‘улум ал-Китаб [«Сущность наук о Книге»] / подг. ‘Адил Ахмад ‘Абд ал-Мавджуд и др. Бейрут, 1419/1998. Его же. Багийат ат-туллаб [«Желаемое для взыскующих знания»] / подг. Сухайля Зукара. Бейрут, 1408/1988. Ибн ал-Анбари, ‘Абд ар-Рахман. Нузхат ал-алибба’ фи табакат алудабаʼ [«Отрада для проницательных в разрядах просвещенных людей»] / подг. Ибрахим Самирайи. Багдад, 1959. Ибн ‘Асакир, ‘Али. Табйин казб ал-муфтари [«Разъяснение лжи клеветника»]. Бейрут, 1404/1984. Его же. Та’рих мадинат Димашк [«История города Дамаска»] / подг. ‘Али Шири. Дамаск, 1415/1995. Ибн Асир, ‘Али. Асад ал-габа [«Лев леса»]. Каир, 1280/1863– 1864. Ибн ‘Атийа, ‘Абд ал-Хакк. ал-Мухаррир ал-ваджиз [«Краткий избавитель»]. Фас, 1395/1975. Его же. ал-Фихрист [«Библиографический справочник»] / подг. Мухаммад Абу-л-Аджфан и Мухаммад Захи. Бейрут, 1403/1983. Ибн ‘Ашур, Мухаммад-Тахир. ат-Тамхид [«Введение»] / подг.  Мустафа ‘Алви и Мухаммад ‘Абд ал-Кабир Бакри. Рибат, 1387/1967. Его же. ат-Тахрир ва-т-танвир [«Освобождающий и просвещающий»]. Бейрут: Дар ал-кутуб аш-шаркийа, б. г. Ибн Бабуйе, Мухаммад. ‘Икаб ал-а‘мал [«Наказание за деяния»] и Саваб ал-а‘мал [«Награда за деяния»] / подг. Мухаммад Махди Хасан Хурасан. Наджаф, 1392/1972. Его же. Камал ад-дин [«Совершенство религии»] / подг. ‘Али Акбар Гаффари. Тегеран, 1390/1970. Его же. Ма‘ани ал-ахбар [«Смысл преданий»] / подг. ‘Али Акбар Гаффари. Кум, 1361/1982. Его же. ат-Таухид [«Единобожие»] / подг. Хашим Хусейни Техрани.  Тегеран, 1387/1967. Его же. ‘Уйун ахбар ар-Рида (мир ему!) [«Источники преданий ар-Риды»] / подг. Хусейн А‘лами. Бейрут, 1404/1984. Его же. ал-Хисал [«Качества»] / подг. ‘Али Акбар Гаффари. Кум, 1362/1983. Ибн Батрик, Йахйа. ал-‘Умдат (‘Умдат ‘уйун сихах ал-ахбар [«Осно ва достоверных источников преданий»]). Кум, 1407/ 1987. Ибн Башкувал, Халаф. Гавамид ал-асма’ ал-мубхама [«Тайны неясных имен»] / подг. ‘Изз ад-Дин ‘Али Саййид и Мухаммад Камал ад-Дин ‘Изз ад-Дин. Бейрут, 1407/1987. Ибн ад-Димйати, Ахмад. ал-Мустафад мин зайл та’рих Багдад [«Из влечение пользы из Дополнения к Истории Багдада»] / подг. Мустафа ‘Абд ал-Кадир ‘Ата’. Бейрут, 1417/1997. Ибн ал-Джазари, Мухаммад. Гайат ан-нихайат [«Крайний предел»] / подг. Г. Бергштрессер. Каир, 1352/1933. Ибн ал-Джаузи, ‘Абд ар-Рахман. Зад ал-масир фи ‘илм ат-тафсир [«Припасы в путь в толковании [Корана]»]. Бейрут, 1404/ 1984. Его же. Талбис Иблис [«Обман Иблиса»] / подг. Саййид Джамили.  Бейрут, 1405/1985. Ибн Джа‘фар, Мухаммад. ал-Джами‘ [«Компендиум»] / ‘Абд ал-Му‘ним ‘Амир. Каир, 1401/1981. Ибн ал-‘Имад, ‘Абд ал-Хайй. Шазарат аз-захаб [«Крупинки золота»]. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, б. г. Ибн ал-Кади Шахба, Абу Бакр. Табакат аш-шафи‘ийа [«Разряды шафи‘итов»] / подг. Хафиз ‘Абд ал-‘Алим-хан. Бейрут, 1407/1987. Ибн Касир. ал-Бидайат [«Начала»]. Б. м., б. г. Его же. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим [«Толкование Великого Корана»]. Бейрут, 1401/1981. Ибн Кудама, ‘Абдаллах. ал-Мугни [«Приносящий пользу»]. Бейрут, 1404/1984. Ибн Кутайба, ‘Абдаллах. ал-Ма‘ариф [«Знания»] / подг. Сарват ‘Аккаша. Каир, 1960. Его же. Та’вил мухталиф ал-хадис [«Аллегорическое толкование спорных хадисов»] / подг. Исма‘ил Ас‘арди. Бейрут: Дар ал-кутуб ал‘илмийа, б. г. Его же. Та’вил мушкил ал-Кур’ан [«Аллегорическое толкование трудных мест в Коране»]. Каир, 1393/1973. Ибн Маджа, Мухаммад. ас-Сунан [«Достоверные предания»] / подг.  Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. Каир, 1952–1953. Ибн Макула, ‘Али. ал-Икмал [«Завершение»]. Бейрут, 1411/1991. Ибн Мунир, Ахмад. ал-Иттисаф фи ма тадмину-ху ал-Кашшаф мин ал-и‘тизал [«Описание того, что “ал-Кашшаф” содержит из му‘та зилиз ма»] (на полях ал-Кашшафа; см. также аз-Замахшари). Ибн Мунзир, Мухаммад. ал-Авсат [«Середина»] / подг. Сагир Ахмад Мухаммад Ханиф. Эр-Рияд, 1405/1985. Ибн Наджим, Зайн. ал-Бахр ал-ра’ик [«Прозрачное море»] / подг.  Закарийа ‘Амират. Бейрут, 1418/1998. Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. Ибн Нукта, Мухаммад. ат-Такйид [«Запись»] / подг. Камал Йусуф Хут. Бейрут, 1408/1988. Его же. Такмилат ал-икмал [«Завершение завершения»] / подг.  ‘Абд ал-Кайум ‘Абд Рабб ан-Наби. Мекка, 1410/1990. Ибн Рушд, Мухаммад. Бидайат ал-муджтахид [«Начала для муджтахида»]. Бейрут: Дар ал-фикр, б. г. Ибн Са‘д, Мухаммад. ат-Табакат ал-кубра [«Разряды великих»].  Бейрут: Дар ас-Садир, б. г. Ибн Сина. Джами‘ ал-бада’и‘ [«Собрание диковинок»]. Каир, 1917. Его же. Раса’ил [«Послания»]. Каир, 1908. Ибн Тавус, ‘Али. Са‘д ас-су‘уд [«Удача из удач»]. Наджаф, 1369/ 1950. Его же. ат-Тара’иф [«Диковинки»]. Кум, 1400/1980. Ибн Таймийа, Ахмад. Маджму‘ал-фатава [«Собрание фатв»] / подг.  ‘Абд ар-Рахман Мухаммад Касим ан-Наджди. Эр-Рияд: Дар ‘Алим алкутуб, б. г. Его же. Мукаддама фи усул ат-тафсир [«Введение в основы толкования»] / подг. ‘Аднана Зарзура. Кувейт/Бейрут, 1392/1972. Ибн ‘Урфа Варгами, Мухаммад. Тафсир ал-Кур’ан [«Толкование Корана»] / подг. Хасан Мана‘и. Тунис, 1406/1986. Ибн ал-Фарди, ‘Абдаллах. Та’рих ал-‘улама’ ва равват бил-Андалус [«История ученых мужей и рави Андалусии»] / подг. ‘Иззат ‘Аттар Хусей ни. Каир, 1373/1954. Ибн Фархун, Ибрахим. ад-Дибадж ал-мазхаб [«Парча мазхаба»].  Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, б. г. Ибн Хиббан, Мухаммад. Китаб ал-маджрухин [«Книга о не вызывающих доверия передатчиках [хадисов]»] / подг. Махмуд Ибрахим Зайид. Алеппо, 1396/1976. Его же. Машахир ‘улама’ ал-амсар [«Известные ученые из разных стран»] / подг. М. Фляйшхаммер. Каир, 1379/1959. Его же. ас-Сахих [«Достоверный»] / подг. Шу‘айб Арнавут. Бейрут, 1414/1993. Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад. ад-Дурар ал-камина [«Скрытые жемчужины»] / подг. ‘Абд ал-Му‘айад-хан. Хайдарабад Деканский, 1396/1976. Его же. ал-Исабат фи тамйиз ас-сахабат [«Попадание в предпочтение асхабов»] / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Бейрут, 1412/1992. Его же. ал-Каш аш-шаф. Комментарий к ал-Кашшафу. Б. м., б. г. (см. аз-Замахшари). Его же. Лисан ал-мизан [«Язык справедливости»]. Хайдарабад Деканский, 1329–1331/1911–1913. Его же. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб [«Удивительное разъяснение причин [ниспосылания откровений]»] / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. Его же. Фатх ал-Бари [«Откровение Творца»] / подг. Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки и Мухибб ад-Дин Хатиб. Бейрут, 1379/1960. Ибн Хазима, Мухаммад. ас-Сахих [«Достоверный»] / подг. Му хаммад Мустафа А‘зами. Бейрут, 1971. Ибн Хазм, ‘Али. ал-Ихкам фи усул ал-ахкам [«Совершенное изложение основ предписаний»]. Каир, 1404/ 1984. Его же. ал-Мухалла би-л-асар [«Украшение преданием»]. Бейрут:  Дар ал-афак ал-джадида, б. г. Его же. ан-Насих ва-л-мансух фи-л-Кур’ан [«Отменяющие и отмененные айаты в Коране»] / подг. ‘Абд ал-Гаффар Сулайман Бундари. Бейрут, 1406/1986. Его же. Хиджжат ал-вида‘ [«Прощальный хадж»] / подг. Абу Сухайб Карами. Эр-Рияд, 1998. Ибн Хайр ал-Ашбили, Мухаммад. Фихрист [«Библио гра фи че ский спра вочник»] / подг. Ф. Кудра. Багдад, 1963. Ибн Халавийа, Хусейн. Мухтасар фи шаваз ал-Кур’ан [«Кратко об исключительности Корана»] / подг. Г. Бергштрессер. Каир, 1934. Ибн Халликан. Вафийат [«Завещания»]. Б. м., б. г. Ибн Хишам, ‘Абд ал-Малик. ас-Сират ан-набавийа [«Жизнеописание пророка»] / подг. Таха ‘Абд ар-Рауф Са‘д. Бейрут, 1395/1975. Ибн Шахрашуб, Мухаммад. Ма‘алим ал-‘улама [«Теории ученых»]. Наджаф, 1380/1961. Его же. Манакиб Ал Аби Талиб [«Описание достоинств семейства Аби Талиба»]. Наджаф, 1376/1957. Его же. Муташабих ал-Кур’ан ва мухталифа-ху [«Неясные (метафорические) айаты в Коране и их различие»]. Тегеран, 1369/1950. Исма‘ил Хакки ал-Барусуи. Рух ал-байан [«Дух разъяснения»]. Стам бул, 1287/1870. Исма‘или, Ахмад. ал-Му‘джам фи асами аш-шуйух [«Сборник имен шайхов»] / подг. Зийад Мухаммад Мансур. Мадина, 1410/1990. Йакут. Удаба’ [«Просвещенные люди»]. Б. м., б. г. Йафи‘и, ‘Абдаллах. Мират ал-джинан [«Райское зеркало»]. Хайдарабад Деканский, 1337–1339/1919–1921. Йахйа ибн Са‘ид ал-Хилли. Ал-Джами‘ ли-л-шараи‘ [«Свод законов»] / подг. Джа‘фар Субхани и др. Кум, 1405/1985. Йахйа ибн Салам ал-Басри. ат-Тафсир [«Комментарий»] / Фотокопия рукописи Государственной библиотеки Туниса  7447. Кавам ас-Сунна ал-Исфахани, Исма‘ил. Дала’ил ан-нубувва [«Признаки пророчества»] / подг. Мухаммад Хаддад. Эр-Рияд, 1409/1989. Ал-Казвини ар-Рази, ‘Абд ал-Джалил. Накд [«Отмена»] / подг. Джалал ад-Дин Мухаддис Урмави. Тегеран, 1358/1979. Ал-Кади ‘Абд ал-Джаббар. Муташабих ал-Кур’ан [«Неясные (метафорические) айаты Корана»] / подг. ‘Аднан Мухаммад Зарзур. Каир, 1969. Его же. Танзих ал-Кур’ан ‘ан мута‘ин [«Очищение Корана от опорочивания»]. Бейрут: Дар ан-нахзат ал-хадиса, б. г. Его же. Фадл ал-и‘тизал // Фадл ал-и‘тизал ва табакат ал-му‘тазила [«Достоинство му‘тазилизма и разряды му‘тазилитов»] / подг. Фу’ад Саййид. Тунис, 1393/1974. Ал-Кади ‘Ийад. Тартиб ал-мадарик [«Упорядочивание ума»] / подг.  Мухаммад ибн Шарифа. Рабат, 1403/1983. Ал-Кади ал-Каза‘и, Мухаммад. Муснад аш-Шахаб [«Сборник преданий аш-Шахаба»] / подг. Хамди ибн ‘Абд ал-Маджид Салафи. Бейрут, 1407/1986. Ал-Кади Ну‘ман. Да‘аим ал-ислам [«Столпы ислама»] / подг. Асаф Файзи. Каир, 1383/1963. Камус [Словарь]. Б. м., б. г. Ал-Кинани, ‘Абд ал-‘Азиз. ал-Хайда ва-л-и‘тизар фи ар-радд ман кала би-халк Кур’ан [«Объективность и предостережение о том, что говорят о сотворении Корана»] / подг. ‘Али Мухаммад Насир Факихи. Медина, 1412/1992. Караджаки, Мухаммад. Канз ал-фава’ид [«Кладезь полезного»].  Табриз, 1322/1904. Ал-Касани, Абу Бакр. Бада’и‘ ас-сана’и‘ [«Удивительные искусства»]. Каир, 1406/1986. Ал-Касими, Мухаммад. Махасин ат-та’вил [«Похвальные аллегорические толкования»]. Бейрут, 1978. Катада ибн Да‘ама. ан-Насих ва-л-мансух [«Отменяющие и отмененные айаты»] / подг. Хатим Салих Замин. Бейрут, 1404/1984. Ал-Катани, ‘Абд ал-‘Азиз. Зайл Та’рих Маулид ал-‘улама’ ва вафату-хум [«Продолжение истории “Рождение и смерть ученых мужей”»] / подг. ‘Абдаллах Ахмад Сулайман Хамд. Эр-Рияд, 1409/1989. Ал-Каусари, Мухаммад Захид. Та‘ликат бар Табйин казб ал-муфтари [«Примечания к “Табйин казб ал-муфтари”»] (см. также Ибн ‘Асакир). Кахале, ‘Умар Рида. Му‘джам му’аллифин [«Справочник авторов»]. Дамаск, 1967. Кашани, Фатхаллах. Манхадж ас-садикин [«Путь праведных»]. Тегеран, 1344/1965. Ал-Кашифи, Хусейн Ва‘из. Мавахиб-е ‘Алийе [«Дары ‘Али»]. Тегеран, 1317/1938. Ал-Кирмани, Махмуд. Китаб ал-бурхан фи тавджих муташабих ал-Кур’ан [«Книга доказательств в пользу неясных айатов Корана»]. Бейрут, 1406/1986. Ал-Куртуби, Мухаммад. ал-Джами‘ ал-ахкам ал-Кур’ан [«Собрание коранических предписаний»] / подг. Ахмад ‘Абд ал‘Алим Бардуни. Каир, 1972. Ал-Кулини, Мухаммад. ал-Кафи [«Достаточный»] / подг. ‘Али Акбар Гаффари. Тегеран, 1391/1971. Ал-Кумми, ‘Али. ат-Тафсир [«Комментарий»] / Тайиб Мусави Джазаири. Наджаф, 1386–1387/1967–1968. Ал-Кур‘ави, Сулайман. Тафсир ал-‘илми ал-му‘асир [«Современная научная кораническая экзегетика»]. Дар ал-хизарат, 2004. Ал-Лалакайи, Хибаталлах. Карамат аулийа’ Аллах [«Чуде са избранников Аллаха»] / подг. Ахмад Са‘д Хамдан. Эр-Рияд, 1412/1992. Его же. Шарх усул и‘тикад ахл ас-Сунна [«Объяснение основ веры суннитов»] / подг. Ахмад Са‘д Хамдан. Эр-Рияд, 1402/1982. Ал-Маджлиси, Мухаммад-Бакир. Бихар ал-анвар [«Море света»].  Бейрут, 1403/1983. Мази, Йусуф. Тахзиб ал-Камал [«Исправление совершенного»] / подг. Башшар ‘Авад Ма‘руф. Бейрут: Му’ассисат ар-рисала, б. г. Ал-Майбуди, Абу ал-Фадл Рашид ад-Дин Ахмад. Кашф ал-асрар ва ‘уддат ал-абрар  Раскрытие тайн и вспомоществование праведным»] / подг. ‘Али Асгар Хекмат. Тегеран, 1361/1982. Малик ибн Анас. ал-Муватта’ [«Торная тропа»] / подг. Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. Каир, 1370/1951. Ал-Марвази, Мухаммад. ас-Сунна / подг. Салим Ахмад Салафи. Бейрут, 1408/1988. Его же. Та‘зим кадр ас-салат [«Восхваление молитвы»] / подг. ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абд ал-Джаббар Фаривайи. Медина, 1406/1986. Маркази. Микрофильмы. Ал-Матуриди, Мухаммад. Та’вилат ал-Кур’ан [«Аллегори ческие толкования Корана»] / подг. Ибрахим ‘Авазин и Саййид ‘Авазин. Каир, 1391/1971 и далее. Махдави Рад, Мухаммад-‘Али. Афак-е тафсир [«Горизонты комментария»]. Тегеран, 1382/2003. Махмуди. Мавсу‘ат му’аллифи ал-имамийа [«Справочник имамитских авторов»]. Кум, 1378/1999. Машкур, Мухаммад-Джавад. Фарханг-е татбики-йе ‘араби ба забан ха-йе сами ва ирани [«Сравнительный словарь арабского, семитских и иранских языков»]. Тегеран, 1357/1978. Ал-Мирза ал-Куми, Абу-л-Касим. Каванин ал-усул [«Пра вила основ»]: Литография. Б. м., 1303/1886. Мубаррад, Мухаммад. ал-Камил [«Полный»] / подг. Мухаммад Ахмад Дали. Бейрут, 1406/1986. Мударрис Табризи, Мухаммад-‘Али. Райханат ал-адаб [«Возвы шенность добронравия»]. Тегеран, 1369/1990. Муджахид. ат-Тафсир [«Комментарий»] / подг. ‘Абд ар-Рахман Тахир Сурати. Бейрут: ал-Маншурат ал-‘илмийа, б. г. Ал-Мукаддаси, Муттахар. ал-Бад’ ва-т-та’рих [«Творение и история»] / подг. К. Юар. Париж, 1916. Мукатил ибн Сулайман. Тафсир [«Комментарий»] / подг. ‘Абдаллах Махмуд Шахата. Каир, 1422/2001. Ал-Мукри, Хибаталлах. ан-Насих ва-л-мансух [«Отменяющие и отмененные айаты»] / подг. Захир Шавиш и Мухаммад Кан‘ан. Бейрут, 1404/1984. Ал-Мунзави. Каталог рукописей. Б. м., б. г. Мунтаджаб ад-Дин ар-Рази, ‘Али. ал-Арба‘ун хадисан [«Сорок хадисов»]. Кум, 1408/1988. Его же. Фихрист асма’ ‘улама’ аш-ши‘а [«Список имен ши‘итских ученых»] / подг. ‘Абд ал-‘Азиз Табатаба’и. Кум, 1404/1984. Муслим ибн Ал-Хаджжадж. ас-Сахих [«Достоверный»] / подг. Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. Каир, 1955. Муснад-е Зайд ибн ‘Али, бе ревайат-е Абу Халид Васити [«“Сбор ник достоверных хадисов” Зайда ибн ‘Али, переданный Абу Халидом Васити»] / подг. ‘Абд ал-Васи‘ ибн Йахйа Васи‘и. Бейрут, 1966. Ал-Муттаки Ал-Хинди, ‘Али. Канз ал-‘уммал [«Клад трудолюбов»] / подг. Бакри Хайани и Сафват Сакка. Бейрут, 1409/ 1989. Муфид, Мухаммад ибн ан-Ну‘ман. Аваил ал-макалат [«Начала речений»] / подг. Занджани и Ва‘из Чарандаби. Табриз, 1371/1992. Его же. ал-Афсах [«Красноречивый»]. Кум, 1412/1992. Мухаддис ал-Урмави, Джалал ад-Дин. Мукаддаме бар Тафсир-е Гузар [«Введение к “Комментарию Гузара”»]. Тегеран, 1337/1958. Мухаккик ал-Хилли, Джа‘фар. Ма‘аридж ал-усул [«Ступени основ»] / подг. Мухаммад-Хусейн Разави. Кум, 1403/1983. Ал-Мухасиби, ал-Харис. Фахм ал-Кур’ан ва ма‘ани-ху [«Постижение Корана и его смысла»] / подг. Хусейна Кутли. Бейрут, 1398/1978. Нава’и, ‘Алишир. Маджалис ан-нафа’ис [«Собрание благородных»] / пер. Фахри Харави и Мухаммад ибн Мубарак Казвини. Подг. Али Асгар Хекмат. Тегеран, 1363/1984. Ан-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал [«Деятели религии»] / подг. Муса Шабири Занджани. Кум, 1407/1987. Ан-Наса’и, Ахмад. ас-Сунан ал-кубра [«Большой сборник достоверных преданий»] / подг. ‘Абд ал-Гаффар Сулайман Бундари и Саййид Кисрави Хаан. Бейрут, 1411/1991. Ан-Насафи, ‘Абдаллах. Мадарик ат-танзил ва хака’ик ат-та’вил [«По стижения ниспосылания Корана и истины аллегорического толко вания»]. Каир, 1326–1333/1908–1915. Ан-Насафи, ‘Умар. ал-Канд фи зикр ‘улама’ Самарканд [«Наслаж дение от упоминания ученых Самарканда»] / подг. Йусуф Хади. Тегеран, 1378/1999. Ан-Навави, Йахйа. Тахзиб ал-асма’ ва-л-лугат [«Исправ ле ние имен и слов»]. Бейрут, 1996. Нахдж ал-балага [«Путь красноречия»] / пер. Джа‘фар Шахиди. Тегеран, 1368/1989. Ан-Наххас, Ахмад. И‘раб ал-Кур’ан [«Огласовки в Коране»] / подг. Захир Гази Захид. Бейрут, 1405/1985. Его же. Ма‘ани ал-Кур’ан [«Смысл Корана»] / подг. Мухаммад-‘Али Сабуни. Мекка, 1409/1989. Ат-Табарси ан-Нури, Хусейн. Мустадрак ал-васа’ил ва мустанбат ал-масаʼил [«Дополнение к средствам и решение вопросов»]. Кум, 1408/1987. Пакетчи, Ахмад. Макатиб-е фикх-е имами пас аз шайх ат-Туси та пайгири-йе мактаб-е Хилла [«Школы имамитского фикха после шайха ат-Туси и до основания школы в Хилле»]. Тегеран, 1385/2006. Ар-Раванди, Са‘ид. Фикх ал-Кур’ан [«Фикх в Коране»] / подг. Ахмад Хусейни. Кум, 1397/1977. Ар-Рагиб ал-Исфахани, Хусейн. Му‘джам муфрадат алфаз ал-Кур’ан [«Словарь коранической лексики»] / подг. Надим Мар‘ашли. Каир, 1392/1972. Ар-Рази, Мухаммад. Ас’илат ал-Кур’ан ва аджвабата-ху [«Вопросы о Коране и ответы на них»]. Каир, 1385/1961. Ар-Равдани, Мухаммад. Силлат ал-халаф би-мавсул ас-салаф [«Связь с предками»] / подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988. Рафи‘и, ‘Абд ал-Карим. ат-Тадвин фи ахбар Казвин [«Сборник известий о Казвине»] / подг. ‘Азизаллах ‘Утариди. Бейрут, 1407/1987. Рашид ад-Дин Фадлаллах. Вакф-наме-йе Руб‘-е Рашиди [«Вакф на Руб‘-е Рашиди»] / подг. Муджтаба Минови и Ирадж Афшар. Тегеран, 1356/1977. Рида, Мухаммад Рашид. Тафсир ал-манар [«Комментарий Корана “Маяк”»]. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа, б. г. Рузбихан ал-Бакли. ‘Абхар ал-‘ашикин [«Жасмин для влюбленных»] / подг. Джавад Нурбахш. Тегеран, 1380/2001. Ас-Са‘алаби, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джавахир ал-хисан фи тафсир алКурʼан [«Прекрасные драгоценности в толковании Корана»]. Бейрут:  Му’ассисат ал-а‘лами, б. г. Садик Хасан-хан. Абджад ал-‘улум [«Алфавит наук»] / подг. ‘Абд алДжаббар Закар. Бейрут, 1978. Садр ад-Дин аш-Ширази, Мухаммад. Китаб асрар ал-айат [«Книга тайн айатов»] / подг. Мухаммад Хаджи. Тегеран, 1360/ 1981. Са‘ид ибн Мансур ал-Хурасани. ас-Сунан [«Достоверные предания»] / подг. Хабиб ар-Рахман А‘зами. Хинд, 1982. Саййид ал-Муртада, ‘Али. ал-Амали / подг. Мухаммад Бадр ад-Дин На‘сани. Каир, 1325/1907. Его же. аз-Зари‘а ила усул аш-шари‘а [«Обращение к основам шари‘ата»] / подг. Абу ал-Касим Гурджи. Тегеран, 1348/ 1969. Его же. Тафсир ал-айат ал-муташабихат [«Толкование неясных айа тов»] // Раса’ил. Т. 3 / подг. Ахмад Хусейни. Кум, 1405/1985. Его же. аш-Шафи фи-л-имамат [«Достаточное об имамате»] / подг.  ‘Абд аз-Захра’ Хусейни Хатиб. Тегеран, 1410/1990. Ас-Са‘лаби, Ахмад. ал-Кашф ва-л-байан [«Раскрытие и разъяснение»]. Бейрут, 1422/2002. Ал-Сулами, Абу ‘Абд ар-Рахман. Хака’ик ат-тафсир [«Истины толкования»] // Собрание сочинений. Т. 1 / подг. П. Нвийа и др. Тегеран, 1369/1990. Ас-Сам‘ани, ‘Абд ал-Карим. ал-Ансаб [«Генеалогии»] / подг. ‘Абдаллах ‘Умар Баруди. Бейрут, 1408/1988. Его же. ат-Тахбир [«Приведение сведений»] / подг. Манире Наджи Салим. Багдад, 1395/1975. Ас-Сан‘ани, ‘Абд ар-Раззак. ал-Мусаннаф [«Сборник хадисов»] / подг. Хабиб ар-Рахман А‘зами. Бейрут, 1403/1983. Его же. Тафсир ал-Кур’ан [«Толкование Корана»] / подг. Мустафа Муслим Мухаммад. Эр-Рияд, 1410/1990. Сарифини, Ибрахим. Та’рих-е Нишапур [«История Нишапура»] / подг. Мухаммад-Казим Махмуди. Кум, 1403/1983. Ас-Саури, Суфйан. Китаб ат-тафсир [«Книга толкования»]. Бейрут, 1403/1983. Сахиб Ма‘алим, Хасан. ал-Иджазат ал-кабират [«Большая иджаза»] // Бихар ал-анвар, т. 106 (см. также Ал-Маджлиси). Его же. Ма‘алим ад-дин [«Ступени веры»]. Кум: Дафтар-е энтешарат-е ислами, б. г. Сахми, Хамза. Су’алат Хамза ‘ан ад-Дар ал-катна ва гайраху [«Вопросы Хамзы о ад-Дар ал-катна и др.»] / подг. Муваффак ‘Абдаллах ‘Абд ал-Кадир. Эр-Рияд, 1404/1984. Его же. Та’рих Джурджан [«История Гургана»] / подг. Мухаммад ‘Абд ал-Му‘айад-хан. Бейрут, 1407/1987. Священный Коран. Б. м., б. г. Ас-Сарахси, Мухаммад. ал-Усул [«Основы»] / подг. Абу-л-Вафа Афгани. Хайдарабад Деканский, 1373/1953. Ас-Саррадж, Абу Наср. ал-Лума‘ фи тасаввуф [«Проблески [знаний] о суфизме»] / подг. Камил Мустафа Хендави. Бейрут, 1421/2001. Ас-Субки, ‘Абд ал-Ваххаб. Табакат аш-шафи‘ийа ал-кубра [«Большие разряды шафи‘итов»] / подг. Махмуд Мухаммад Танахи и ‘Абд алФаттах Мухаммад Хулу. Каир, 1383/1964. Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. Багийат ал-ва‘ат [«Желаемое для запоминания»] / подг. Мухаммад Абу ал-Фадл Ибрахим. Каир, 1384/1965. Его же. ад-Дурр ал-мансур фи тафсир би л ма’сур [«Рассыпанный жемчуг в толковании Корана с опорой на предание]». Бейрут, 1413/ 1993. Его же. ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан [«Совершенство в науках о Коране»] / подг. Мухаммад Абу ал-Фадл Ибрахим. Каир, 1387/1967. Его же. Лубаб ан-нукул [«Самое отборное из предания»]. Бейрут: Дар ал-ихйа’ ал-‘улум, б. г. Его же. Табакат ал-муфассирин [«Разряды комментаторов»] / подг.  ‘Али Мухаммад ‘Умар. Каир, 1396/1976. Его же. Тадриб ар-рави [«Обучение ремеслу равви»] / подг. ‘Абд алВаххаб ‘Абд ал-Латиф. Каир, 1385/1966. Сурабади, ‘Атик. Тафсир [«Комментарий»] / подг. ‘Али Акбар Са‘иди Сирджани. Тегеран, 1381/2002. Сурати, ‘Абд ар-Рахман. Мукаддаме бар Тафсир-е Муджахид [«Введение к “Тафсиру” Муджахида»] (см. также Муджахид). Ас-Сухраварди, Йахйа. Маджму‘е-йе мусаннафат [«Собра ние сочинений»] / подг. А. Корбен. Тегеран, 1355/1976. Ат-Табарани, Сулайман. ал-Му‘джам ал-кабир [«Большой сборник»] / подг. Хамди ибн ‘Абд ал-Маджид ас-Салафи. Мосул, 1404/1983. Его же. ал-Му‘джам ас-сагир [«Малый сборник»] / подг. МухаммадШакур Амрир. Бейрут–Амман, 1405/1985. Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Та’рих [«История»]. Бейрут, 1407/1987. Его же. Тафсир [«Комментарий»]. Бейрут, 1405/1985. Ат-Табарси, Фадл. Джавами‘ ал-джами‘ [«Обобщающий сборник»] / подг. Абу-л-Касим Гурджи. Тегеран, 1367/1988. Его же. ал-Маджма‘ ал-байан фи тафсир ал-Курʼан [«Собра ние разъяснений о толковании Корана»]. Бейрут, 1415/1995. Табатаба’и, Мухаммад-Хусейн. ал-Мизан [«Мерило»]. Бейрут, 1417/ 1997. Ат-Табризи, Джавад. Сират ан-наджат [«Путь спасения»]. Кум, 1416/ 1996. Талекани, Махмуд. Партови аз Кур’ан [«Излучающее сияние Корана»]. Тегеран, 1358–1366/1979–1987. Талибов, ‘Абд ал-Рахим. Масалик ал-мухсинин [«Пути праведных»]. Каир, 1323/1905. Тарнама-йе тафсир [«Сайт тафсира»]. Б. м., б. г. Тафсир ал-‘Аскари, мансуб бе имам Хасан ‘Аскари (‘алайхи салам) [«Комментарий ‘Аскари, приписываемый имаму ал-Хасану ал-‘Аскари (мир ему!)»] / подг. медресе Имама Махди (мир ему!). Кум, 1409/1989. Тафсир-е мансуб бе Ну‘мани [«Комментарий, приписываемый ан-Ну‘мани»] // Бихар ал-анвар. Т. 90 (см. ал-Маджлиси). Ат-Тахави, Ахмад. Шарх Ма‘ани ал-асар [«Комментарий на “Ма‘ани ал-асар”»] / подг. Мухаммад Захра Наджжар. Бейрут, 1399/1979. Ташкепрюлю-заде, Ахмад Мустафа. аш-Шака’ик ан-ну‘ма нийа [«Ане моны»]. Бейрут, 1395/1975. Ат-Тирмизи, Мухаммад. ас-Сунан [«Достоверные предания»] / подг. Ахмад Мухаммад Шакир и др. Каир, 1357/1938 и далее. Ат-Туни, ‘Абдаллах. ал-Вафийат [«Завещания»] / подг. МухаммадХусейн Разави. Кум, 1370/1991. Ат-Туси, Мухаммад. ‘Иддат ал-усул [«Поддержка основ»] / подг. Мухаммад-Реза Ансари. Кум, 1376/1997. Его же. Ихтийар ма‘рифат ар-риджал [«Свободная воля людей в по знании»] / подг. Хасан Мустафави. Машхад, 1348/1969. Его же. ал-Мабсут [«Пространный»] / подг. Мухаммад-Таки Кашфи. Тегеран, 1387/1967. Его же. ат-Тибйан фи тафсир ал-Курʼан [«Разъяснение в толковании Корана»] / подг. Касира ‘Амили. Наджаф, 1383/1964. Его же. ал-Фихрист [«Библиографический справочник»] / подг.  Мухаммад-Садик Ал Бахр ал-‘улум. Наджаф, 1356/1937. Ат-Тустари, Сахл. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим [«Толкован ие Ве ликого Корана»]. Каир, 1326/1908. Ал-Файд ал-Кашани, Мухаммад-Мухсин. ал-Усул ал-асилат [«Правильные основы»]. Кум, 1412/1992. Ал-Фарра’, Йахйа. Ма‘ани ал-Кур’ан [«Смысл Корана»] / подг. ‘Абд ал-Фаттах Исма‘ил Шибли. Каир, 1972. Ал-Фурат Куфи. ат-Тафсир [«Комментарий»]. Тегеран, 1410/1990. Фарзам, Хамид. Тахкик дар ахвал ва накд-е асар ва афкар-е Шах Ни‘матуллах Вали [«Исследование биографии и критика трудов и взглядов Шаха Ни‘матуллаха Вали»]. Тегеран, 1374/1995. Ал-Фаси, Мухаммад. ал-‘Акд ас-самин фи тарих ал-балад ал-ʼамин [«Драгоценный завет в истории благополучной страны»] / подг. Фу’ад Саййид. Каир, 1381/1962. Фахд, ‘Абд ар-Рахман Сулейман ар-Руми. Иттиджахат тафсир фи-лкурун ар-раби‘ ‘ашара [«Течения в области коранической экзегетики в XIV/XX в.»]. Каир, 1407/1986. Фахр ад-Дин ар-Рази. ал-Махсул фи ‘илм усул ал-фикх [«Компендиум основ фикха»] / подг. Таха Джабира Файйада ‘Алавани. Эр-Рияд, 1400/1980. Его же. ат-Тафсир ал-кабир [«Большой комментарий»]. Каир: ал-Матба‘ат ал-бахийа, б. г. Ал-Фирузабади, Мухаммад. ал-Булга фи тараджим аʼиммат аннухат ва-л-луга [«Достаточность в изложении биографий выдающихся грамматиков»] / подг. Мухаммад Мисри. Кувейт, 1407/1987. Хаджи Халифа. Кашф аз-зунун ‘ан асами ал-кутуб ва-л-фунун  [«Раскрытие мнений относительно названий книг и отраслей наук»].  Б. м., б. г. Хадивийа. Фихрист. Б. м., б. г. Хазими, Мухаммад. ал-И‘тибар [«Значение»]. Хайдарабад Деканский, 1400/1980. Ал-Хазин, ‘Али. Лубаб ат-та’вил фи ма‘ани ат танзил [«Суть истолкования смыслов ниспосылания Корана»]. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа, б. г. Ал-Хаким ан-Нишапури, Мухаммад. ал-Мустадрак ‘ала ас сахихайн [«Дополняющий оба “Досто-верных [сборника]”»] / подг. ‘Абд ал-Кадир ‘Ата’. Бейрут, 1411/1990. Ал-Хаким ат-Тирмизи, Мухаммад. Навадир ал-усул [«Редкости основ»] / подг. ‘Абд ар-Рахман ‘Умайра. Бейрут, 1992. Ал-Халили, Халил. ал-Иршад [«Наставление»] / подг. Мухаммад Са‘ид ‘Умар Идрис. Эр-Рийад, 1409/1989. Ал-Хариси, Салим. ал-‘Укуд ал-фиддийа [«Серебряные ожерелья»].  Маскат, 1403/1983. Ал-Хаскани, ‘Убайдаллах. Шавахид ат-танзил [«Свидетельства Откровения»] / подг. Мухаммад-Бакира Махмуди. Тегеран, 1411/1991. Ал-Хатиб ал-Багдади, Ахмад. ал-Джами‘ ал-ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ [«Свод нравов передатчиков и обычаев слушающих»] / подг.  Махмуд Тахан. Эр-Рийад, 1403/1983. Его же. Иктида’ ал-‘илм ал-‘амал [«Необходимость в практическом знании»] / подг. Мухаммад Насир ад-Дин ал-Бани. Бейрут, 1397/ 1977. Его же. ал-Кифайат фи ‘илм ар-ривайат [«Достаточное в науке о предании»] / подг. Абу ‘Абдаллах ас-Сурати и Ибрахим Хамди алМадани. Медина: ал-Мактабат ал-‘илмийа, б. г. Его же. Та’рих Багдад. Каир, 1349/1930. Хашийе бар Китаб аш-шумус [«Комментарий на полях на “Книгу солнц”»] // Ду машйахе-йе зайди [«Два зайдитских шайхства»] / подг. Мухаммад-Таки Данешпажух. Письмо Минови. Тегеран, 1350, 1971. Ал-Хайсами, ‘Али. Маджма‘ аз-зава’ид ва манба‘ ал-фаваʼид [«Собрание дополнительных познаний и источник знаний»]. Каир, 1356/1937. Ал-Хизри ал-Димйати, Мухаммад. Мабади ат-тафсир [«Основы коранической экзегетики»]. Каир, 1321/1903. Хирз ад-Дин, ‘Абд ар-Раззак. Мукаддаме бар Тафсир-е Абу Хамзайе Самали [«Введение к “Комментарию” Абу Хамзы Самали»]. Кум, 1420/2000. Хунсари, Мухаммад-Бакир. Равдат ал-джиннат [«Райский сад»]. Бейрут, 1411/1991. Ал-Худжвири, ‘Али. Кашф ал-махджуб [«Раскрытие сокрытого»] / подг. В. А. Жуковский. СПб., 1304/1926. Хурр ‘Амили, Мухаммад. Амал ал-амал [«Надежда надежд»] / подг.  Ахмад Хусейни. Багдад, 1385/1965. Хуррамшахи, Баха ад-Дин и др. Данешнаме-йе Кур’ан ва Кур’ан пажухи [«Энциклопедия по Корану и коранистике»]. Тегеран, 1377/1998. Его же. Тафсир ва тафасир-е джадид [«Кораническая экзегетика и новые комментарии»]. Тегеран, 1364/1985. Хусейни, Ахмад. Му’аллафат аз-зайдийа [«Зайдитские сочинения»]. Кум, 1413/1993. Его же. Тараджим ар-риджал [«Биографии известных мужей»].  Кум, 1414/1994. Хусейни Димашки, Мухаммад. Зайл-е Тазкере ал-Хафиз [«Продолже ние “Тазкере ал-Хафиза”»] (вместе с Тазкере ал-Хафиз). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, б. г. Чиме, Мухаммад Ахтар. Шахсийат-е ‘ирфани ва ‘илми-йе ходже Мухаммад Парса [«Мухаммад Парса как суфий и ученый»] // Маджалле-йе Данешкаде-йе адабийат ва ‘улум-е энсани-йе Данешгах-е Фердауси X:3 (1353/1974). Аш-Шайбани, Мухаммад. Нахдж ал-байан [«Путь красноречия»] / подг. Хусейн Даргахи. Тегеран, 1413/1993. Шайх ал-Ансари, Муртада. Фара’ид ал-усул [«Жемчужины основ»]. Кум, 1415/1995. Аш-Шамахи, Ахмад. ас-Сийар [«Жизнеописание»] / подг. Ахмад ибн Са‘уд Сайаби. Маскат, 1407/1987. Шариф, Мухаммад Ибрахим. Иттиджахат ат-тадждид фи тафсир ал-Кур’ан ал-Карим фи Миср [«Обновленческие тенденции в толковании Священного Корана в Египте»]. Каир, 1982. Аш-Шариф ар-Рази, Мухаммад. ал-Маджазат ан-набавийа [«Проро ческие иносказания»] / подг. Таха Мухаммад Зайни. Каир, б. г. Его же. Талхис ал-байан ‘ан маджазат ал-Кур’ан [«Краткое изложение речей об иносказаниях в Коране»] / подг. ‘Абд ал-Гани Хасан. Каир, 1374/1955. Его же. Хака’ик ат-та’вил [«Истины аллегорического толкования»] / подг. Мухаммад-Реза Ал Кашиф ал-гута’. Бейрут: Дар ал-мухаджир, б. г. Аш-Шавкани, Мухаммад. ал-Бадр ат-тали‘ [«Восходящая полная луна»] / подг. ‘Али Мухаммад Баджави.Бейрут, 1412/ 1992. Его же. Иршад ал-фухул [«Наставление выдающихся людей»] / подг. Мухаммад-Са‘ид Бадри. Бейрут, 1412/1992. Его же. Фатх ат-такдир [«Откровение о предопределении»]. Бейрут: Дар ал-фикр, б. г. Аш-Шафи‘и, Мухаммад. ар-Рисалат [фи усул ал-фикх] [«Трактат об основах фикха»»] / подг. Ах-мад Мухаммад Шакир. Каир, 1358/1939. Его же. ал-Умм [«Образец»]. Бейрут, 1393/1973. Его же. Ихтилаф ал-хадис [«Расхождения в хадисах»] / подг. ‘Амир Ахмад Хайдар. Бейрут, 1405/1985. Шахата, ‘Абдаллах Махмуд. Мукаддаме бар тафсир [«Введение в кораническую экзегетику»] (см. также Мукатил ибн Сулайман). Шахата, ‘Абд ар-Рахим Махмуд. Манхадж ал-амам Мухаммад ‘Абда фи тафсир ал-Кур’ан [«“Манхадж ал-амам” Мухаммада ‘Абдо о толковании Корана»]. Каир, 1963. Шахид ас-Сани, Зайн ад-Дин. Мунийат ал-мурид фи адаб ал-муфид ва-л-мустафид [«Цель мурида в этике обучающего и обучающегося»] / подг. Реза Мухтари. Кум, 1409/1989. Аш-Шахрастани, Мухаммад. ал-Милал ва-н-нихал [«Книга о религиях и сектах»] / подг. Мухаммад Бадран. Каир, 1375/ 1956. Эдирнави, Ахмад. Табакат ал-муфассирин [«Разряды комментаторов»] / подг. Сулейман ибн Салих Хази. Медина, 1997. Эфенди,‘Абдаллах. Рийад ал-‘улама’ [«Сады ученых мужей»] / подг. Ахмад Хусейни. Кум, 1401/1981. Abdul-Haq, M. «Ibn Sina’s Interpretation of the Quran», Islamic Quarterly, 1988, vol. XXXII. Ahmad, A. Studies in Islamic Culture in the Indian Environment.  Oxford, 1964. Altafsir website, www.altafsir.сom. Aumer, J. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Regiae Monacensis. München, 1866. Baljon, J. M. S. Modern Muslim Koran Interpretation. Leiden, 1961. Bankipore. Berg, H. The Development of Exegesis in Early Islam. Cornwall, 2000. Caferoğlu, A. «La Littérature turque et l’époque des karakhanides’», Phi lologiae turcicae fundamenta, ed. L. Bazin et al. Wiesbaden, 1964, vol. II. Calder, N. «Tafsîr from Tabarî to Ibn Kathîr: Problems in the Description of a Genre», Approaches to the Qur’an, ed. Hartwing and Shareef. London/ New York, 1993. EI2; GAL; GAL,S; GAS Gesenius, W. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1955. Goldfeld, Y. «The Development of Theory on Qur’ānic Exegesis in Islamic Scholarship», SI, 1988, vol. LXVII. Goldziher, I. Die Richtungen der islamischen Koranauslegung. Leiden, 1920. Hasnawi, A. «Farabi et la pratique de l’exégèe philosophique», Revue do Synthèse, 1985, vol. CVI. Horst, H. «Zur Überlieferung im Korankommentar at-Tabarīs», ZDMG, 1953, vol. CIII. İnan, A. «Eski türkçede üç kuran tercümesi», Türk dili, 1952, vol. I. Jansen, J. J. G. The Interpretation of the Koran in Modern Egypt. Leiden, 1974. Jeffery, A. The Foreign Vocabulary of the Cor’ān. Baroda, 1938. Johns, A. H. «Islam in the Malay World: an Exploratory Survey with some Reference to Quranic Exegesis», Islam in Asia, Jerusalem, 1984. Jomier, J. Le Commentaire coranique du Manar: tendances modernes de l’exégèse coranique en Égypte. Paris, 1954. Lecomte, G. Ibn Qutayba. Damascus, 1965. Madelung, W. Der Imam al-Qāsim ibn Ibrāhīm. Berlin, 1965. Paketchi, A. AnaliticheskiĮ obzor osnov mistitsizma SheĮkha Nadzhmaddina Kubra. Meshed/Ashkhabad, 2001. Id. Contemporary Iranian Trends in Understanding of Qur’an, a research program proposed to the Institute of Ismaili Studies, London, Report submitted 2004. Id. The Contribution of Eastern Iranian and Central Asian Scholars to the Compilation of Hadîths’, History of Civilizations of Central Asia, UNESCO, Paris, 2000, vol. IV(2). Peerwani, P. «Isma’ili Exegesis of the Qur’an in al-Majalis al-Mu’ayyadiyy of al-Mu’ayyad fi al-Din al-Shirazi», Proceedings of the 1988 Conference on Middle Eastern Studies… Leeds, Oxford, 1988. Petrąček, K. et al. Arabské, turecké a perzské rukopisy univerzitnej knižnice v Bratislave. Bratislava, 1961. Rahbar, M. D. «Sir Sayyid Aħmad Khān’s Principles of Exegesis», Muslim World, 1956, vol. XLVI. Razi Khan, J. An Analytical and Critical Approach to Qur’anic Comprehensions in Indian Subcontinent During Last Two Centuries, PhD Thesis Presented at Imam Sadiq University. Tehran, 2007. Riddell, P. «Controversy in Qur’anic Exegesis and its Relevance to the Malayo-Indonesian World», The Making of and Islamic Political Discourse in Southeast Asia. Clayton, 1993. Rippin, A. Approaches to the History of the Interpretation of the Qur’an. Oxford, 1988. Id. «The Present Status of Tafsir Studies», Muslim World, 1982, vol. LXXII. Samso Moya, J. «Problemas linguisticos de la nahda vistos a traves de algunos textos autobiograficos de Muhammad ‘Abduh, Ahmad Amin y Taha Husayn», Orientalia Hispanica, 1974, vol. I. Setiawan, M. N. Kh. «The Literal Interpretation of the Qur’an; A Study of Amin al-Khuli’s Thought», Quranic Studies on the Eve of the 21st Century. Leiden, 1998. Sochrweide, H. Verzeichnis der orientalischen Handschriften in Deutschland: Türkische Handschriften. Wiesbaden, 1974. Van Ess, J. Ungenützte Texte zur Karramiya. Heidelberg, 1980. Vernet, J. «La Exegesis musulmana tradicional en los coranes aljamiados», Actas Coloquio internacional sobre literatura alja-miada y morisca. Madrid, 1978. Wansbrough, J. «Majāz al-Qur’ān: Periphrastic Exegesis», Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 1970, vol. XXXIII. Id. Quranic Studies, Amherst/New York, 2004. Zammit, M. R. A Comparative Lexical Study of Quranic Arabic. Leiden, 2002. Боровков, А. К. Лексика среднеазиатского тефсира XII–XIII вв. Москва, 1963. Печатается по: Большая исламская энциклопедия. Т. 15. С. 680– 742. 

А. Пакетчи