ал-ЛАУХ̣ ал-МАХ̣ФӮЗ̣ — «хранимая скрижаль». Согласно Корану (85:22), это небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было на земле и что произойдет в будущем.
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
ал-МА̄РӮНӢЙӮН (ал-мавāрина; эпоним — сирийский отшельник IV—начала V в. Марон, или Марун) — марониты, приверженцы этноконфессиональной христианско-униатской группы, выделившейся в V—VIII вв. среди населения Северо-Западной Сирии и Северного Ливана. В вероучении М. долго сохранялись элементы монофелитства. Несмотря на латинизацию обрядности М., она имеет много общего с западным (яковитским) и восточным
ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.
ал-МАДЖӮС (авест. maguš, греч. μαγος, сир. magūšā—«маг») в мусульманской традиции— собирательное название приверженцев зороастризма, древней религии, основанной Заратуштрой (др.-греч. Зороастр, ср.-перс., н.-перс., араб. Зардушт) на рубеже II—I тысячелетий до н. э.
Ал-Мадина (Медина; полностью Мадинат ан-наби или Мадинат Расул Аллах – «город Пророка» или «город Посланника Аллаха», впоследствии также ал-Мадина ал-мунаввара – «Город лучезарный») – город на западе Саудовской Аравии, административный центр региона (минтака) М. Население – 1 520 тыс. (оценка 2021; четвертый по численности город страны). Доисламский период (до начала
ал-МАЗДАКӢЙА (перс. маздакийан)—маздакиты, название одной из сект зороастризма, возникшей в сасанидском Иране на рубеже V—VI вв. и существовавшей в Восточном халифате в первые века ислама. Названа так в честь ее основателя Маздака (имя или почетное прозвище). Секта М. ведет свое происхождение от «крайней» манихейской секты Зардуштакан, которая, по одним данным,
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М.
ал-МАНС̣ӮРӢЙА— мансуриты, община «крайних» шиитов, последователи Абу Мансура ал-‘Иджли. Проповедуя, что Аллах не прекращает посылать на землю своих «вестников», Абу Мансур объявил себя «клочком неба» (кисф, отсюда другое название М.— кисфиты), упавшим на землю. Под небом он подразумевал род Мухаммада — хашимитов, а под, землей — шиитов. Он утверждал, что
ал-МАНСУР («Победоносный», собственное имя – Абу Джа‘фар ‘Абдаллах ибн Мухаммад; Эль-Хумайма, Заиорданье, между 707 и 713 – Би’р-Маймун, Хиджаз, 18.X.775), 2-й халиф из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 754 – 775 гг.). Отец – Мухаммад ибн ‘Али, имам ‘Аббасидов. Мать – Саллама, наложница-берберка.