ДА̄Р ал-ИСЛА̄М («территория ислама») — собирательное обозначение всей совокупности мусульманских стран, находящихся под властью мусульманских правителей, жизнь в которых полностью регулируется шари‘атом, в противоположность дар ал-харб.
ДА̄Р ал-ФАНА̄’ — тленный, преходящий, земной мир. Термин дар ал-фана’ использовался суфийскими авторами как противопоставление дар ал-бака’— миру вечному, потустороннему (часто понимаемому в обиходе как будущая, вечная жизнь; в технической лексике суфиев дар ал-бака’—это такое состояние суфия, когда он, растворившись в боге — фана’,— получал толику божественной мудрости и благодати
ДА̄Р ал-Х̣АРБ («территория войны») — немусульманские страны за пределами дар ас-сулх, которые рассматривались мусульманскими правоведами как находящиеся в состоянии войны с мусульманами, а отсутствие военных действий считалось перемирием.
ДА̄Р ас̣-С̣УЛХ̣ («территория мирного договора») — собирательное обозначение областей, заключивших при завоевании договор (сулх) с мусульманами, определявший размер дани и правовое положение жителей-немусульман; за пределами условий договора продолжали действовать прежние порядки.
Давра (араб., перс.-тадж., «круг») — ритуал выкупа грехов человека после его смерти. Распространен у всех народов Средней Азии, кроме памирцев-исма‘илитов, живущих в Горном Бадахшане. В письменной традиции ритуал называется фидйа (араб., «выкуп», «искупление»).
Д. имеет множество вариантов. Обычно ритуал совершается после обмывания и чтения заупокойной молитвы (джаназа), в мечети, на кладбище
Дагестан — республика в составе Российской Федерации. Делится на три историкогеографические зоны— Горы, Предгорье и Плоскость. Включает две историко-этнографические области— азербайджано-лезгинский Юг и аваро-даргино-кумыкский Север. По данным республиканского Комитета по делам религий, подавляющее большинство населения составляют мусульмане (599 из 619 зарегистрированных на 1 апреля 2003 г. религиозных объединений и организаций).
Дамулла (кит. да — «большой», «великий» + араб, маулана, сокр. форма мулла — «наш господин») — словосочетание, использовавшееся в XVIII-XIX вв. сначала в восточной, затем и в западной части Центральной Азии для обозначения преподавателя начального (мактаб) и среднего мусульманского учебного заведения (мадраса). В Волго-Уральском регионе так величали учителя, получившего образование
Дана-ата — святилище на территории Балханского велаята (области), в 110 км к северо-востоку от Небит-Дага, в одном из горных ущелий Большого Балхана, в 10 км южнее селения Ак-Куи. Святилище обследовалось нами в 1957, 1967 и 1970 гг. В тот период оно представляло собой поврежденный временем каменно-кирпичный средневековый мавзолей-гробницу (в форме
Даниловское мусульманское кладбище в Москве. Эпидемия чумы в конце 1770 и особенно в 1771 г. в Москве стала причиной коренной реорганизации в ней похоронного дела, устройства новых кладбищ. Захоронения (прежде всего на приходских кладбищах при церквах и за Земляным валом) были запрещены. Указом Синода от 24 мая 1771 г. за