К̣АБА̄ЛА (мн. ч. к̣аба̄ла̄т) — финансовое обязательство, обычно в отношении государства. В позднее средневековье К.— откуп налогов (обычно городских, торговых). Слово К. вошло в языки мусульманских народов в значении «долговое обязательство», отсюда русское «кабала».
К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
К̣ИС̣А̄С̣ («воздаяние равным») — отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные повреждения. К. восходит к древним нормам талиона, несколько измененным и смягченным исламом.
К̣УББАТ ас̣-С̣АХ̱РА («Купол скалы») — купольная мечеть в Иерусалиме в центре ал-Харам аш-Шариф над издревле почитавшейся скалой, на которой якобы Авраам приносил в жертву Исаака: мусульманская традиция связывает с ней ночное вознесение Мухаммада на небеса (см. ал-исра’ ва-л-ми‘радж); одна из главных святынь ислама, в средние века третья по святости (после
К̣УТ̣Б («ось», «полюс»)—верховный «святой» суфийской иерархии; в суфийской философии отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Представления о К. как о непогрешимом «наместнике» (халифа) бога на земле, его посреднике в отношениях с людьми, которому ведом «тайный» смысл пророческого откровения (батин ан-нубувва), разительно напоминают шиитские и особенно исма‘илитские концепции имама. Не исключено,
КА̄ТИБ — пишущий, переписчик, писатель, писец-чиновник. Первоначально К.— грамотные люди, которые записывали откровения Мухаммада, его распоряжения и письма. По мере роста сложной и разветвленной системы управления в мусульманском государстве К. называли чиновников на разных ступенях бюрократической иерархии.
КА̄ХИН — прорицатель. В предисламской Аравии— человек, в состоянии транса якобы общавшийся с божеством или его посланником — ангелом или джинном. Кочевые и оседлые племена, отдельные лица просили К. вызвать откровения по поводу различных решений, которые им предстояло принять. Речи К. в трансе— бессвязное бормотание или ритмизованная рифмованная проза (садж‘)
КАБӢРА (мн. ч. каба̄’ир) — великий, тяжкий грех. Мнения факихов и богословов расходились в отношении определения К., равно как и совершившего его человека (сахиб ал-К.). Обычно к К. относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-К. ал-мутлака) считали куфр («неверие»).