МИНБАР (мимбар) — трибуна для проповедника в соборной мечети, стоящая справа от михраба. М. богато декорировались резьбой, инкрунстацией драгоценными породами дерева, слоновой костью и даже драгоценными камнями.
МИХ̣НА— «испытание», которому с 833 г. при аббасидских халифах ал-Ма’муне, ал-Му‘тасиме и ал-Васике подвергались богословы для установления их лояльности или нелояльности существующему режиму. Лояльными считались те из них, которые признавали тезис о сотворенности Корана во времени (худус ал-Кур’ан). Традиционалисты, отказывавшиеся признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий.
Москва. По косвенным данным из сохранившихся летописей и исторических хроник, первые контакты коренного населения М. с народами, исповедовавшими ислам («бесерменами»), относятся к XII в., т.е. практически ко времени основания города.
МӮСА̄—коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание (ат-Таура, Китаб, сухуф, фуркан), библейский Моисей. М. пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к Фир‘ауну и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться
МУБА̄Х̣ («дозволенное»; синоним джа’из) — категория поступков и действий, рассматриваемых шари‘атом как нейтральные, не осуждаемые и не поощряемые, необходимые, понятные, бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке.
МУДЖТАХИД (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха. По традиции, М. считаются все сподвижники Мухаммада и их ближайшие «последователи», через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шари‘ата. Последними суннитскими
Музыка вэ ислам («Музыка и ислам») — первая в российском мусульманском мире специальная книга на тему отношения к музыке в исламе (на татарском языке). Автор — Хади Кильдебаки/Кильдибеков (1881–1949) — автор публикаций по философии, религии и мусульманскому образованию, литератор и переводчик.
«МУК̣АДДИМА» (араб. «Введение») – обширная теоретическая часть многотомного труда Ибн Х̱алдӯна «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов» (имеются и другие варианты перевода), получившая самостоятельное значение под названием «Введение» (или «Пролегомены»); написана в 1375–78.