Порадуз, хваджа (перс. «господин починщик обуви») — прозвание (по профессии) бухарского суфия Мухаммада б. Ахмада Абу Бакра ал-Искафа (сапожник; ум. в 925-26 г.). Об общественном признании хваджи П. в Бухаре свидетельствуют бухарские хроники, называющие его «предводителем (бузургвар) веры», «великим имамом», «ученым» (‘алим), «законоведом-практиком» (‘амил).
Порхан (перс.-тадж. парихон — «заклинатель духов-пери») — шаман у туркмен, целители, специализирующихся на лечении душевнобольных людей и бесплодных женщин.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (араб. к̣ад̣а̄’) трактуется, как правило, как общее знание Бога или Первоначала о вещах, тогда как «судьба» (к̣адар) понимается как развертывание этого общего предустановления в единичном, временно́м сущем.
Наиболее общим выражением понятия «природа» служили термины «т̣аб‘» и синонимичное «т̣абӣ‘а», понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью.
Понятие «причина» выражается двумя близкими терминами, «‘илла» и «сабаб». Первый имеет более широкий смысл – «обоснование», употребляется также в фикхе в осуществлении к̣ийа̄с – соизмерения.
Различаются два типа противоположности, нак̣ӣд̣ и д̣идд. Первая – противоположность между вещью и ее отсутствием, т.е. абсолютным отрицанием типа «не-А», неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами ‘адам (для отглагольных существительных – масдаров) и ла̄- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая –
Различаются два типа противоположности, нак̣ӣд̣ и д̣идд. Первая – противоположность между вещью и ее отсутствием, т.е. абсолютным отрицанием типа «не-А», неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами ‘адам (для отглагольных существительных – масдаров) и ла̄- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая –
ПРОЯВЛЕНИЕ (араб. таджаллин) – одно из центральных понятий философии суфизма, связанное с пониманием смыслов вещей не как дискретных, а как образующих континуальное поле.