Сагана — однокамерное наземное либо полуподземное могильное сооружение из жженого или сырцового кирпича, со сводчатым или плоским перекрытием. Средние параметры: погребальная камера — от 2 до 2,5 м в длину, ширина 0,7–1,5 м, высота 0,8–1,4 м. По сути — это однокамерные дахмы упрощенной конструкции, утратившие площадку для установки надгробий.
Садат-и Тирмиз («термезские саййиды») — клан потомков Пророка, возводящий свою родословную к одному из внуков 4-го шиитского имама Зайн ал-‘абидина ‘Али б. ал-Хусайна — ‘Убайд Аллаху ал-А‘раджу. Внук последнего, ал-Хусайн Абу ‘Абд Аллах, перебрался в Мавераннахр, где его единственный сын, ал-Хасан Абу Мухаммад, был назначен накибом («главой» рода).
САДЖА̄Х̣ — в мусульманском предании — лжепророчица, одна из тех, кто, подражая Мухаммаду, объявил себя тоже посланником бога и побудил часть принявших ислам арабов отпасть от новой религии.
САДЖЖА̄ДА [от корня СДжД с общим значением «кланяться», «падать ниц»; другие названия: мусалла, бисат, хасир, хумра (араб.), джай-намаз (перс.) намазлык (тур.)] — молитвенный коврик, чаще всего с изображением ниши, острие свода которой обращают при молитве в сторону Мекки (кибла).
Садр-и Зийа (Дийа’), Мухаммад Шарифджан-махдум (1867, Бухара – 1938) — известный кази Бухары, поэт, историк, автор прозаических и поэтических произведений, библиофил и каллиграф.
САДУМ (Среднеазиатское духовное управление мусульман) — правопреемник (с 1962 г.) Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Об основании объявлено на съезде (курултай) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 20–23 октября 1943 г.).
Саййид Бандкушайи («Саййид, снимающий оковы»), или Саййид Побанд («Закованный саййид») — мазар и небольшой некрополь в юго-восточной части шахристана Бухары (Хисар-и дарун, или Хисар-и кадим).
Саййил (саййил-байрам) — древний праздник народов Средней Азии (в основном тюркоязычных). Точная этимология слова не выяснена; современные тюркоязычные жители долины Кашка-дарьи, Сурхан-дарьи и Самарканда толкуют С. как «весенние праздничные гуляния», которые приходятся на время цветения трав в степи (конец апреля — начало мая).
САМА̄‘ — 1. «Слушание, восприятие на слух». Технический термин хадисоведения и арабо-мусульманской книжной культуры, обозначающий один из способов передачи хадисов и целых сочинений. 2. «слушание», «распевание», «блаженное слушание». В суфизме — коллективное радение с распеванием мистических стихов.