ал-ДЖА‘ФАРӢЙА — джа‘фариты, последователи джа‘фаритской (имамитской) религиозно-правовой школы (ал-мазхаб ал-джа‘фари), названной по имени шестого имама шиитов-имамитов Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Джа‘фаритский мазхаб признан суннитами наряду с четырьмя суннитскими — ханафитским, шафи‘итским, ханбалитским и маликитским. В XVIII в. джа‘фариты получили отдельное место для молитвы (макам или мусалла) в ограде ал-Ка‘бы наравне с последователями названных суннитских школ. В настоящее время джа‘фаритского толка придерживаются все шииты-имамиты.
Имамитская традиция связывает возникновение джа‘фаритского мазхаба с деятельностью самого Джа‘фара ас-Садика и приписывает ему ряд сочинений (в частности, ас-Сафи), в которых он изложил принципы религиозно-правового учения, положенного затем в основу правовой системы имамитов (ал-фикх ал-джа‘фари).
Формирование джа‘фаритского мазхаба проходило в тех же условиях, в которых формировались и суннитские правовые школы. Факихи этих школ не только занимались одними вопросами, но зачастую и решали их одинаково, вырабатывая схожие жанры религиозно-правовой литературы. И подобно тому как среди суннитских факихов произошло разделение на асхаб ал-хадис («сторонники преданий»), опиравшихся исключительно на Коран и сунну, и асхаб ар-ра’й («сторонники самостоятельного суждения»), допускавших в вопросах фикха применение логического заключения и личного мнения, так и среди имамитских факихов образовались две школы — ахбариты и усулиты. Ахбариты (ахбарийун, перс, ахбари) — это последователи мазхаб ал-ахбар, «традиционалисты», опиравшиеся исключительно на «предания» (ахбар), переданные со слов шиитских имамов, как на единственный источник религиозного знания и фикха. Усулиты (усулийун, перс. усули)—это последователи мазхаб ал-усул, «рационалисты», допускавшие в вопросах богословия и права спекулятивную аргументацию и признавшие четыре «корня», или «источника» права (усул ал-фикх): Коран, сунну, иджма‘ и ‘акл (разум). Собственно мазхаб ал-усул и представляет собой правовую школу имамитов-джа‘фаритов.
Зародившиеся еще в ранний период истории имамитов, эти две тенденции в развитии джа‘фа ритского мазхаба со временем превратились в антагонистические школы, борьба между которыми не прекращалась на протяжении всей истории шиитского ислама. Противоречия между сторонниками этих двух направлений обнажились после физического прекращения ряда «зримых» имамов, высших авторитетов в делах веры и мирской жизни, когда перед имамитами остро встали вопросы практического руководства общиной. При Буидах, в X—XI вв., обе школы активно разрабатывали свои правовые доктрины. Под влиянием шафи‘итской методологии права (‘илм усул ал-фикх) и богословских принципов (усул ад-дин) му‘тазилитов, опиравшихся на логико-рационалистический метод, имамиты-«рационалисты» Ирака (ал-Муфид, ум. в 1022 г.; аш-Шариф ал-Муртада, ум. в 1044 г.; аш-Шайх ат-Туси, ум. в 10б7 г.), противостоявшие «традиционалистам» Кума и Рея (ал-Кулини, ум. в 941 г.; Ибн Бабуйа ас-Садук, ум. в 991 г.), выработали свою, джа‘фаритскую, методологию права. Аш-Шариф ал-Муртада в сочинении аз-3ари‘а фи ‘илм усул аш-шари‘а описал принципы джа‘фа ритского фикха, а аш-Шайх ат-Туси в трактате ‘Уддат ал-усул определил и сформулировал эти принципы. Одним из первых имамитов, кто следовал путем усулитов, называют факиха и мутакаллима Мухаммада б. Ахмада б. ал-Джунайда ал-Искафи (ум. в 991 г.). Однако сами названия двух школ появились, видимо, значительно позже. Имамитский факих из Рея ‘Абд ал-Джалил ал-Казвини (писал ок. 1170 г.) впервые упоминает эти две школы под названием ахбарийа (ахбариты) и усулийа (усулиты), характеризуя первых как «узких традиционалистов», «буквалистов», а вторых — как людей, опирающихся в вопросах религии на разум и рационалистические методы доказательства.
Подобно тому как в суннитском исламе сунна Пророка, зафиксированная со временем в сборниках хадисов, стала одним из источников исламского вероучения и суннитского права, так и в шиитском исламе собрание преданий (ахбар) со слов имамов приобрело статус одного из четырех (а у ахбаритов — практически единственного) источников права. Значение этих преданий особенно возросло после «исчезновения» последнего шиитского имама, когда предания стали основным доказательством законности принимаемых правовых решений.
Самым ранним и наиболее полным и авторитетным сводом шиитских преданий считается труд крупнейшего имамитского богослова и факиха, «обновителя» (муджаддид) имамитского толка ал-Кулини под названием ал-Кафи фи ‘илм ад-дин, которому ученый отдал 20 лет жизни и в котором собрано и систематизировано свыше тысячи преданий. В отличие от суннитских сборников хадисов (например, ас-Сахих ал-Бухари) в ал-Кафи теория имамата выделена в отдельную главу (Китаб ал-худжжа), которую автор поместил в раздел ал-Усул непосредственно за Китаб ат таухид, то есть в раздел основных догматов ислама. Со временем ал-Кафи был признан имамитами одной из четырех кни, или «источников» (ал-усул ал-арба‘а) джа‘фаритского мазхаба.
Вторым «источником» был признан труд имамитского факиха из Хорасана Ибн Бабуйи ас-Садука под названием Ман ла йахдуруху ал-факих, в котором содержится свыше 9 тысяч преданий. Еще двумя «источниками» джа‘фаритского мазхаба были признаны собрания преданий ат-Тахзиб (более 13 тыс.) и ал-Истибсар (более 5,5 тыс.) крупнейшего знатока методологии джа‘фаритского и суннитского права аш-Шайха ат-Туси.
Подобно тому, как четырьмя «источниками» ханафитского мазхаба стали труды аш-Шайбани (ум. в 805 г.), так и «источниками» джа‘фаритского мазхаба были признаны названные четыре свода преданий трех авторов.
Несмотря на признание всеми имамитами этих четырех «источников», работа по сбору и систематизации шиитских преданий продолжалась. В XVII в. ал-Кашани (ум. в 1680 г.) свел четыре собрания преданий в один свод под названием ал-Вафи. Затем имамитский факих из Хорасана ал-Хурр ал-‘Амили (ум. в мае 1693 г.) дополнил эти четыре свода преданиями, «пригодными» для того, чтобы быть источниками правовых решений в джа‘фаритском мазхабе; его собрание преданий под названием Тафсил васа’ил аш-ши‘а состояло из 150 «книг». Одновременно, ал-Маджлиси (ум. в 1699 г.). составил свод преданий Бихар ал-анвар, включив в него все известные ему предания со слов Джа‘фара ас-Садика. Позднее были составлены и другие своды преданий, однако включенный в них дополнительный материал считается менее достоверным, нежели предания, содержащиеся в четырех основных «источниках» джа‘фа ритского мазхаба.
Одновременно с созданием свода преданий шла выработка правовых доктрин ахбаритов и усулитов. Современные имамитские авторы отмечают, что на разработку методологии джа‘фаритского мазхаба большое влияние оказали труды имамитов-мутакаллимов и шафи‘итов, в которых важное место занимали вопросы выработки методов извлечения доказательств (истинбат) и определения «разделов методологии» (абваб ал-усул).
Важный этап в развитии джа‘фаритского мазхаба и в отношениях между ахбаритами и усулитами пришелся на период монгольского завоевания и был связан с применением имамитскими факихами принципа иджтихада. Одним из первых стал применять этот принцип для вынесения решения (суждения) на основе аргументов, шари‘ата Ибн ал-Мутаххар (ум. в 1325 г.), на сочинения которого (в частности, ан-Нихайа и его компендиум Тахзиб ал-усул) было написано много комментариев. Если ранние имамиты (например, аш-Шайх ат-Туси в его знаменитом сочинении ‘Уддат ал-усул) отрицали иджтихад и кийас, то Ибн ал-Мутаххар использовал иджтихад как средство, дисциплинирующее рассуждения, основанные на шари‘ате. Делая различие между иджтихадом «обремененных обязанностью» (ал-мукаллафун) и иджтихадом муджтахидов, он оказался, по существу, первым имамитом, рассматривавшим иджтихад как прерогативу ‘улама’ и делавшим муджтахидов заместителями имамов.
Формирование религиозно-правовой доктрины усулитов проходило в остром соперничестве с «традиционалистами»-ахбаритами. В XVII в. в Иране ахбариты упрочили свои позиции благодаря деятельности Мухаммада Амина ал-Астарабади (ум. в 1624 г.), который стал основателем поздней ахбаритской школы. В сочинении ал-Фава’ид ал-маданийа фи ташни‘ муджтахиди аш-ши‘а он сформулировал доктрину ахбаритов, восстановив авторитет «традиционалистов» времен ал-Кулини и подвергнув резкой критике «новшества» в области усул ал-фикх и усул ад-дин известных имамитских богословов ал-‘Алламы ал-Хилли (ум.. в 1326 г.), аш-Шахид ал-Аввал Мухаммада ал-‘Амили (ум. в 1384 г.) и аш-Шахид ас-Сани ‘Али ал-‘Амили (ум. в 1559 г.). Основной тезис, выдвинутый им против усулитов, сводился к следующему: поскольку имамы являются интерпретаторами шари‘ата (имамы— ключ к толкованию Корана), предопределенными Аллахом, то предания с их слов открывают путь к пониманию очевидного в Коране и сунне (хадисах) и суждений разума.
Однако время работало на усулитов, поскольку в отсутствие «зримого» имама возрастала потребность имамитской общины в интерпретации шариата. Имамитский факих в Кербеле Ага Бакир Бихбихани (1706—1783) не только помог восстановлению авторитета школы усулитов, но и открыл новый этап в истории джа‘фаритского мазхаба. В докаджарский период он умудрился сделать ахбаритов «безбожниками», обосновал законность спекулятивных рассуждений муджтахидов и опроверг тезис о «закрытии» иджтихада.
В XIX в. в Иране преобладали усулиты, сформировавшие два важнейших положения своей доктрины: а‘ламийат («наибольшая способность к знанию») и вилайат-и факих («правление факиха»). Принцип иджма‘ рассматривается ими как единодушное мнение группы имамитских муджтахидов, выражающее волю непогрешимого «скрытого» имама. Усулиты разработали также четыре практических принципа обращения к разуму (‘акл) — четвертому источнику джа‘фаритского мазхаба—в случаях, когда другие религиозные аргументы неприменимы, рассматривая разум, стремящийся, по их мнению, к общему благу (маслаха), как средство осуществления иджтихада и раскрытия мнения имама.
Исходя из положения, что вера есть следствие доказательства, а не следствие подражания (таклид), осужденного в Коране и преданиях, усулиты считают недопустимым таклид в вопросах основ вероучения и права (ал-усул) — единобожия, посланничества, имамата, допуская его в частных вопросах (ал-фуру‘).
В современном шиитском мире усулиты составляют большинство имамитов.
Наиболее авторитетным у имамитов трудом по джа‘фаритскому фикху считается Шара’и‘ ал-ислам фи маса’ил ал-халал ва-л-харам известного факиха из ал-Хиллы — центра шиитской учености— Наджм’ ад-дина ал-Мухаккика ал-Хилли (ум. в 1275 или 1277 г.). Перевод этого сочинения на русский язык был сделан в прошлом веке А. К. Казембеком.
Основные отличия джа‘фаритов от последователей суннитских мазхабов сводятся к следующему: а) джа‘фариты отвергают кийас; б) в сунне признают только те хадисы, которые передаются со слов ахл ал-байт; в) джа‘фариты-усулиты считают врата иджтихада открытыми. Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джа‘фаритского мазхаба, позволяло быстро реагировать на события изменяющегося мира.
Отличительной особенностью джа‘фаритского мазхаба является также допустимость временного брака (мут‘а) и «благоразумного скрывания веры» (ат-такийа).
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 275—279; X. Ма‘руф. Ал-Мабади’ ал-‘амма ли-л-фикх ал-джа‘фари. [Б. м., б. г.]; Абу Захра. Ас-Садик; J. Eliash. Ithna’ashari-Shi’i juristic theory of political and legal authority.— StL 1969, 29, 17—30; R. Brunschvig. Les usul al-fiqh imamites à leur stade ancien (Xе et XIе siècles).— Le shi’isme imamite, 201—213; Y. L. de Bellefonds. Le droit imamite.— Там же, 183—199; H. Löschner. Die dogmatischen Grundlagen des ši‘itischen Rechts. Köln, 3971; H. M. Tabataba’i. An Introduction to Shi‘i Law: a Bibliographical Study. L., 1984; J. Cole. Shi’i clerics in Iraq and Iran, 1722—1780: the akhbari-usuli conflict reconsidered.— Ir. St. 1985, 18/1, 3—34; A. K. Moussavi. The establishment of the position of Marja’iyyat-i Taqlid in the Twelver-Shi’i community. —Там же, 35—51; W. Madelang. Akhbariyya.— EI, NE, Suppl., 57—58.
С.М.Прозоров