Габаши, Хасангата (Хасан-‘Ата, 1863–1936) — видный общественный и религиозный деятель, историк, педагог, крупнейший представитель джадидистского движения (усул-и джадид). Родился в семье указного муллы села Малый Сулабаш Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Начальное образование получил у деда и отца. Первый, Губайдулла (‘Убайд Аллах) б. Калимуллах (Калим Аллах) Габяш, еще в начале XIX в. прославился эпистолярной поэмой Фатима-нама, второй— Мухамет (Мухаммад) считался признанным знатоком и прекрасным переписчиком духовной литературы.
В 1875–1890 гг. Г. X. находился в Казани в мадрасе А.Абдулгафарова при Азимовской мечети, сначала в качестве шакирда, а затем и преподавателя. В 1886 г., будучи помощником учителя (хальфа) мадрасы Гаффарийа, он пишет трактат Ефим Маловка рэддия («Возражение Ефиму Малову»), в котором вступает в философскую полемику с известным казанским миссионером Е.Маловым, автором книги «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана». Г. X. начинает серьезные изыскания по истории не только татар, но и всего тюркского этноса. Он много работает над арабскими и персидскими источниками, изучает труды Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Югючевского, общается с такими именитыми современниками, как Г.Баруди, К.Насыри, В.Радлов, Н.Катанов. Но главным советчиком, авторитетным наставником для него стал его троюродный брат (по материнской линии) Ш.Марджани, чьи научные труды оказались откровением для молодого ученого. В 1889 г. Г. X. покидает мадрасу Гаффарийа и устраивается преподавателем вероучения в Мусульманский детский приют братьев Юнусовых. В то время директором этого заведения был прогрессивно мыслящий купец М.И.Юнусов, который создал учителю все условия для плодотворной работы. Здесь одним из первых в Казани Г. X. начинает обучать детей по новому методу, писать и издавать методические пособия и руководства по различным отраслям знаний. В 1889–1890 гг. он опубликовал сразу пять книг: Тэрбияле бала, Басыйрэт, посвященные вопросам педагогики и реформе народного образования, Саглык (о правилах личной гигиены), сборник стихов своего деда (Хуласат ал-байан), а также исследование по истории фикха Усул фикх тарих-и. Эти сочинения стали важными вехами в творческой биографии ученого. Так, например, в книге Басыйрэт автор критикует учебный процесс в старых мадрасах и предлагает светскую программу обучения татарской молодежи, схожую по сути и структуре с программой русской гимназии.
Казанский период своей деятельности Г. X. завершил уже в качестве известного педагога-реформатора и талантливого ученого. В 1890 г. он становится имамом в Малом Сулабаше, а в феврале 1894 г. получает почетное звание ахун. Еще через год его назначают на должность кази (кади) Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). В 1899 г. (временно, из-за болезни) он возвращается в родное село и открывает при финансовой поддержке оренбургского миллионера А.Хусаинова новометодную школу (мектеб), в которой помимо традиционных предметов преподавали историю, культуру народов Востока, географию, родной язык. В народе эту школу прозвали «сулабашским университетом».
В 1905–1915 гг. Г. X. — вновь кази ОМДС. Будучи прирожденным организатором, он много сил отдает хлопотной, но необходимой работе: добивается открытия в Уфе ремесленной школы, Дома трудолюбия для детей из бедных семей, налаживает систему образования для арестантов-мусульман, содержавшихся в местных тюрьмах; он состоит членом попечительских советов благотворительных обществ, входит в правление и преподает в мадрасах Усманийа, Галийа и т. д. В Уфе наконец выходит в свет плод десятилетних исследований Г. X. — фундаментальный труд Муфассал та’рих каум турки («Подробная история тюркского народа», 1909 г.). Основываясь на богатом материале, почерпнутом из малоизученных восточных источников, ученый особо подчеркивал мысль об извечном родстве самых разных тюркских народов, об общности их культуры, пытался определить место тюркского этноса среди других наций и народностей, проследить формы их взаимодействия. Турецкий султан Мехмед V Решад, высоко оценив этот труд, прислал в подарок кази большой ковер, золотые карманные часы и четки (тасбих) из драгоценных камней. Это не первое произведение ученого на историческую тему. Еще в 1897 г. он издал книгу Тюрк ырыглары («Тюркские народности»), а в 1899 г. — Мухтасар тарих каума тюрки («Краткая история тюркских племен»), предназначенные в основном для преподавателей и шакирдов мадрасы.
Г. X. проявил себя и как яркий общественный деятель. Его усилиями ОМДС превратилось в своеобразный центр, координировавший джадидистские реформы во всех регионах России. К примеру, была издана фатва, разрешавшая новометодные преобразования в приходских мадрасах и защищавшая их от кадимистов и жандармских преследований. Даже печатный орган Собрания журнал Маглюмат махкама-йи шаргийа-и («Известия Духовного собрания»), задуманный как сугубо религиозно-дидактическое издание, начал под руководством Г. X. (он редактировал в нем неофициальный раздел) пропагандировать передовую систему образования, печатать статьи по истории татарского народа. Большое значение Г. X. придавал развитию национального искусства. В частности, вслед за Ш.Марджани он утверждал, что музыка вовсе не чужда мусульманину, напротив, она необходима ему. В статье «Взгляды ислама на песню и музыку» и эссе «Пароход „Надежда“» Г. X. обосновывал значение музыки для человека, его воспитания, подчеркивая определяющую роль искусства в духовном бытии народа. Не случайно, что его сын, С.Х.Габаши, стал первым татарским профессиональным композитором.
После Февральской революции Г. X. оказался в центре общественно-политической жизни. Он принял активное участие в работе первого Всероссийского мусульманского съезда, проходившего 1–11 мая 1917 г. в Москве. Вместе с И.Ахтямовым, И.Алкиным, Г.Исхаки, Ф.Карими, М.Бигиевым, С.Максуди, А.Топчибашевым и другими он входил в состав президиума, а также баллотировался на должность муфтия ОМДС. На втором Всероссийском мусульманском съезде, проходившем 17 июля — 1 августа того же года в Казани, Г. X. выступил в качестве одного из лидеров фракции «федералистов», оппонируя по докладу С.Максуди об осуществлении культурно-национальной автономии мусульман Внутренней России и Сибири.
После прихода к власти большевиков Г. X. полностью посвящает себя научно-педагогической деятельности: преподает на различных учительских курсах Арского кантона, занимается историческими исследованиями. В 1932 г. он был «раскулачен» и отправлен на исправительные работы в Архангельскую область. Когда он вернулся, здоровье его было окончательно подорвано. Похоронен на кладбище села Малый Сулабаш.
Лит-ра: Р.Р.Салихов. Хасангата Габаши// Мирас. Казань, 1994, №3, 103–105 (на татар, яз.); А.Х.Тухватушшн. Воздействие Ш.Марджани на творчество X.Габаши // Марджани: наследие и современность. Казань, 1998, 120–122 (на татар, яз.).
Р.Р.Салихов