ИБН ал-ДЖАУЗӢ, Джамāл ад-дӣн Абӯ-л-Фарадж ‘Абд ар-Рах̣мāн б. ‘Алӣ (ок. 1116—1201) — ханбалитский факих, богослов, мухаддис, историк, известный багдадский проповедник. Родился в Багдаде в обеспеченной семье медника. Получил разностороннее образование. Его главными учителями были признанные в свое время ханбалитские авторитеты: факих и проповедник Ибн аз-Загуни (ум. в 1133 г.), Абу Бакр ад-Динавари (ум. в 1137 г.), учивший его искусству полемики, филолог Абу Мансур ал-Джавалики (ум. в 1144 г.), преподававший ему адаб, Абу-л-Фадл б. Насир (ум. в 1150 г.) — его первый учитель, обучивший его хадисам и Корану, факих Абу-л-Хаким ан-Нахравани (ум. в 1161г.), кади Абу Иа‘ла Младший (ум. в 1163 г.) и др. Большое влияние на И. ал-Дж. оказали труды шафи‘ита—аш‘арита Абу Ну‘айма ал-Исфахани (ум. в 1038 г.), историка-традиционалиста ал-Хатиба ал-Багдади (ум. в 1071 г.) и ханбалита Ибн ‘Акила (ум. в 1119 г.).
Всю свою долгую жизнь И. ал-Дж. активно участвовал в религиозно-политической жизни Багдада. Выступив как проповедник традиционалистского ислама, уже в молодости он завоевал большую популярность; по свидетельствам современников, на его проповеди стекались толпы народа. Ему покровительствовал один из самых влиятельных государственных деятелей той эпохи— вазир-ханбалит Ибн Хубайра (ум. в 1165 г.).
В 1161 г., наследовав своему учителю ан-Нахравани, И. ал-Дж. стал руководителем двух багдадских Мадраса. Тогда же, при халифе ал-Мустанджиде (1160—1170), он начал читать проповеди в дворцовой мечети.
В правление ал-Мустади’ (1170—1180), которому И. ал-Дж. посвятил хвалебный трактат, ханбалитский мазхаб стал господствующим в столице. В это время И. ал-Дж., автор многочисленных сочинений, становится одним из самых влиятельных людей Багдада, возглавляет пять Мадраса, пользуется большим авторитетом при дворе. Известно, что в 1175 г. он с одобрения халифа призывал своих слушателей доносить на тех, кто порочил репутацию сподвижников Пророка (мера, направленная против шиитов, борьба с которыми давно стала ханбалитской традицией, деятельно поддерживаемой И. ал-Дж.). Большое влияние И. ал-Дж. на халифа и растущая симпатия последнего к ханбалитству вызвали недовольство и жалобы представителей других мазхабов. Смерть ал-Мустади’ и восшествие на престол ан-Насира изменили ситуацию и ознаменовали начало заката карьеры И. ал-Дж.
В 1194 г., после смещения и ареста ханбалитского вазира Ибн Йунуса и назначения на его место шиита Ибн ал-Кассаба, И. ал-Дж., критиковавший политику ан-Насира, был арестован и сослан в Васит, где содержался в тюрьме под строгим надзором. Его освободили через пять лет благодаря вмешательству матери халифа, благоволившей к одному из его сыновей, Мухйи ад-дину Йусуфу, находившемуся на службе у халифа. И. ал-Дж. умер вскоре после своего торжественного возвращения в Багдад.
И. ал-Дж.—один из самых продуктивных мусульманских авторов: его перу принадлежит более двухсот (Ибн Раджаб; по некоторым данным— гораздо больше) сочинений, в которых представлены почти все традиционные мусульманские дисциплины. Наиболее значительные труды: 10-томный ал-Мунтазам — исключительно богатый источник по истории Халифата; хвалебные биографии (манакиб) первых четырех халифов, имамов, знаменитых аскетов (зуххад) и суфиев раннего ислама (ал-Хасан ал-Басри, Ма‘аруф ал-Кархи, Раби‘а ал-‘Адавийа, Фудайл б. ‘Ийад и др.), которых он считал образцами для правоверного мусульманина. Свою борьбу с «новшествами» (бид‘а) И. ал-Дж. наиболее полно отразил в трактате Талбис Иблис, ставшем одним из главных произведений ханбалитской полемической литературы. Сочинение посвящено критике представителей различных слоев мусульманского общества, отошедших, по мнению автора, от суннизма и причастных к проникновению в ислам вредных «новшеств». Но большая часть трактата посвящена осуждению крайностей практики и теории суфиев, «вредно влиявших» своим «дурным примером» на жизнь мусульманской общины. Этой же проблематике посвящены его сочинения Сайд ал-хатир и Замм ал-хава’. Вероятно, забота о благе общины заставила его написать также трактаты, осуждающие ал-Халладжа и ал-Джилани.
Являясь лидером ханбалитов Багдада в 60—80-х годах XII в., И. ал-Дж. оказал большое влияние на ханбалитское движение, которое переживало пору своего расцвета. Он выступал ревнителем традиционалистского ислама, соединенного с умеренными аскетическо-мистическими элементами, в противовес интеллектуальной религии философов и мутакаллимов. И. ал-Дж. поддерживал политику восстановления независимой халифской власти и «суннитского возрождения». Его многочисленные ученики сыграли заметную роль в дальнейших судьбах ханбалитства, а его произведения служили объектом внимательного изучения последующих поколений ханбалитов и высоко ценились ими.
Лит-ра: Ибн Джубайр. Путешествие, 155—159; Сибт б. ал-Джаузи. Мир’ат аз-заман фи-т-та’рих. ал-а‘йак. Изд. Дж. Р. Джеветта. Чикаго, 1907, 310—326: Ибн Раджаб. Зайл, 1, 399-434: Ибн ал-‘Имад. Шазарат, 4, 329—331; ‘Абд ал-Хамид ал-‘Алуджи. Му’аллафат. Ибн ал-Джаузи. Багдад, 1385/1965; А. Д. Кныш. Ханбалитская критика суфизма (по материалам «Талбис Иблис» Ибн ал-Джаузи).— ПП и ПИКИВ. 1985, 1, 170—175: W. Вгаunе. Ibn al-Gauzis Streitschrift gegen den Sufismus.— AION. i940. 1. 305—313; M. L. Swartz. Ibn al-Jawzi’s Kitab al-Qussas wa’l-Mudhakkirin. Beyrouth, 1971; он же. The Rules of the Popular Preachings in the Twelfth-Century Baghdad according to Ibn al-Jawzi.—Prédication; S. Leder. Ibn al-Ğawzi und seine Kompilation wider Leidenschaft: der Traditionalist in gelehrter Uberlieferung und originarer Lehre, Beirut-Wiesbaden, 1984; GAL, 1, 659—666, Sbd., 1, 914—920; H. Laoust. Ibn al-Djawzi.—El, NE, 3, 774—776.
А.Р.Петросян