КАРА̄МА (мн. ч. кара̄ма̄т) — сверхъестественное деяние (харик ли-л-‘ада), совершаемое мусульманским «святым» (вали). К.— производное от корня КРМ — «быть щедрым, великодушным». Этим подчеркивался пассивный, «дарованный» характер К. по сравнению с му‘джиза — чудом, публично совершаемым пророком в подтверждение своей миссии,— где упор делался на «неподражаемость». В пассивном значении К. близко к христианскому понятию charisma, к которому оно, возможно, восходит.
В суннизме на К. претендовали суфийские аулийа’, тогда как шииты приписывали их своим имамам. Му‘тазилиты единодушно выступали против учения о К., которое, по их мнению, противопоставляло чудотворцев прочим мусульманам. Аш‘ариты, за некоторыми исключениями (например, Абу Исхак ал-Исфара’ини), признавали его, но при этом проводили четкую границу между К. и му‘джиза. Философы (Ибн Сина) полагали, что аулийа’ приобретают способность к совершению К. благодаря своему аскетическому образу жизни, благочестию, богобоязненности и прочим добродетелям. Традиционалисты (Ибн ал-Джаузи и др.), с одной стороны, признавали чудотворство у коранических персонажей, которые не были пророками (Марйам, асхаб ал-кахф), а также у асхабов и «праведных» халифов, с другой — отрицали их наличие у своих современников-суфиев.
Суфийские взгляды на К., во многом близкие к аш‘аритским, сводились к следующим положениям: а) вали — обладатель К. не может претендовать на пророчество, как утверждают некоторые богословы, поскольку он «храним» (махфуз) богом от ложных притязаний; б) К. служит возвеличиванию Пророка, т. к. оно исходит от членов его общины, истинных последователей его сунны; в) чудеса могут совершаться не только пророками и «святыми», но и заведомыми грешниками, подобными ад-Даджжалу, Фир‘ауну, Нимруду (Немвроду) и др., для них они суть обольщение, ведущее к еще большему неверию; г) если му‘джиза помогает пророкам публично проповедовать свои учения, то К. даруется вали в знак правильности избранного им пути и не подлежит разглашению; д) наличие К. отнюдь не свидетельствует о совершенстве вали, т. к. оно может отвлечь его от искреннего и бескорыстного служения богу, стать своего рода искусом. Поэтому чем чудеснее К., тем смиреннее надлежит быть его обладателю.
Большинство суфиев осудили публичное совершение чудес (ифша’ ал-карамат) ал-Халладжем, которое, по их мнению, было не чем иным, как «узурпацией» прав Пророка. Суфийские авторитеты запрещали своим ученикам использовать К. как орудие для достижения недостойных целей: приобретения авторитета и известности, стяжания богатства, подтверждения безосновательных притязаний. Несмотря на это, почти ни одно суфийское сочинение не обходилось без описания чудес, приписываемых суфийским шайхам. Чаще всего упоминались такие виды К., как левитация, хождение по воде, быстрое преодоление больших расстояний (тайй ал-ард), избавление от врагов, голода, жажды, диких зверей (и дружба с ними), действенность молитвы (муджаб ад-да‘ва), ясновидение и т. п. В то же время суфийские авторитеты единодушно порицали чрезмерное увлечение
K. в ущерб суфийским идеалам. Особенно широко рассказы о К. распространились в позднем суфизме (начиная с XII в.). Во многом они были результатом «творчества» муридов, которые всячески стремились возвеличить своих шайхов и придать тем самым авторитет своим собственным проповедям. В народном исламе предания о «подвигах» аулийа’ передавались из поколения в поколение, обрастая постепенно совершенно невероятными подробностями и становясь произведениями фольклора.
Лит-ра: ал-Калабази. Ат-Та‘арруф. 44—51; ас-Саррадж. Ал-Лума‘, 315—332; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 206—228; al-Hujwiri. Kashf, 218—238; Ибн ал-Джаузи. Талбис, 378—388; Ибн ‘Араби. Ал-Футухат, 3, 8; Ибн Халдун. Мукаддима, 16, 168—171; Massignon. Passion, 2, 754—755; Anawati, Gardet. Mystique, 37—38; L. Gardet. Karama.— EI, NE, 4, 615—616.
А.Д.Кныш