МАРЙАМ — коранический персонаж, праведница (сиддика), мать пророка ‘Исы, соответствует христианской деве Марии. В Коране ‘Иса многократно называется сыном Марйам. Именем М. названа одна из сур Корана (19). Мусульмане почитают М. как одну из самых благочестивых женщин в священной истории, главу женщин в раю.
Коран подробно излагает историю рождения М., дочери ‘Имрана, еще в утробе матери посвященной богу и сразу после рождения заклинаниями обереженной от Шайтана. Она была отдана в храм под опеку Закарии, получившего эту честь по жребию — киданию в воду «письменных тростинок» (каламов). Она жила в помещении храма (михраб), где каждое утро чудесным образов появлялась свежая пища, которую посылал ей Аллах. Однажды ангел (или ангелы) возвестил ей, что у нее родится сын — мессия, «слово от Аллаха», «славный в ближнем и последнем мире», приближенный к Аллаху. На ее изумленный вопрос: «Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?» — ей было отвечено: «Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то скажет ему: ,,Будь!“—и оно бывает». Ангел рассказал ей о чудесах, которые будет творить ее сын-пророк.
Затем М. удалилась от людей, и родовые схватки начались у нее около пальмы. На ее стенания: «О, если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною!» — заговорил только что родившийся ребенок, сказавший, что Аллах даровал ей для успокоения и отдыха источник воды и свежие финики этой пальмы. Он приказал ей при встрече с людьми говорить, что она дала богу обет молчания. Когда М. вернулась к сородичам с ребенком, они стали упрекать ее в прелюбодеянии; она же молча указала на ребенка, и тот заговорил из колыбели: «Я — раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком, и сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне… благость к моей родительнице…» (3:35/31—47/42; 19:16—33/34; 23:50/52; 66:12).
Послекораническое предание приводит имя матери М.—Ханна, сообщает подробности о споре за опекунство над ней, о чуде появления разных видов пищи в михрабе, о не упомянутом в Коране бегстве в Египет, о путешествии М. после смерти ‘Исы в Рим, о ее бегстве от преследователей под землю.
В Коране есть отголоски догмата о «непорочном зачатии». Согласно коранической интерпретации, М., будучи девственницей, родила ‘Ису. «…Мы вдунули в нее Нашего (Аллаха) духа» (66:12), «‘Иса—слово Его (Аллаха), которое Он бросил Марйам, и дух Его» (4:171/169; см. также 3:47/42, 19:20, 23:50/52).
По некоторым айатам Корана, в которых осуждается обожествление христианами М., можно заключить, что в кораническом представлении христианская троица состояла из Аллаха, ‘Исы и Марйам (см. 5:171/169; 5:75/79, 116).
Отец М. в Коране назван ‘Имраном (3:35/31; 66:12), а сама она — «сестрой Харуна» (19:28/29), что часто объясняют путаницей между М. и ветхозаветной Мариамь, сестрой Аарона и Моисея. Однако из текста Корана видно, что большое временное расстояние между Мусой и ‘Исой осознавалось четко. Возможно, что коранические выражения означали принадлежность к роду ‘Имрана, потомству ‘Имрана, что было переосмыслено потом как указание на прямое родство.
М. упоминается в сурах как мекканского, так и мединского периода. Дважды история о ней рассказана как пример могущества Аллаха, сумевшего, пожелав, дать ребенка девственнице и заставить его говорить в колыбели. Она же является введением к рассказу об ‘Исе и к полемике с Утверждениями христиан о его божественности. М. упоминается также как образец благочестивой женщины (66:12). Некоторые места коранического рассказа указывают на то, что приводимая история была слушателям Мухаммада неизвестна (3:44/39). Сам рассказ, судя по его стилистике, подробному изложению событий и его форме — налогу, является, видимо, передачей какого-то слышанного текста, в котором стилистически были увязаны истории благовещения Закарии и М., истории рождения Йахйи и ‘Исы.
На это же указывает и близкое сходство рассказа о рождении М. и ‘Исы с некоторыми апокрифическими евангелиями, прежде всего с протоевангелием Иакова. Рассказ о родах под пальмой содержит некоторые мотивы из рассказа о бегстве в Египет у псевдо-Матфея. Возможно, что представление о М. как об одной из ипостасей триединого божества тоже восходит к какой- либо из христианских или гностических сект, существовавших в Аравии. Согласно преданию, сура «Марйам» была ниспослана для того, чтобы убедить эфиопского негуса (или наджранских христиан) в том, что Мухаммад послан подтвердить учение ‘Исы. Весьма вероятно, что приехавшие в Эфиопию мусульманские эмигранты действительно приводили ее как доказательство благорасположенности Мухаммада к христианству. Ее текст, несомненно, проникнут симпатией к христианству и его героям, идущей от христианских сказаний и воспринятой коранической тенденцией их передачи.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 723—741; он же. Тафсир, 3, 157—189, 16, 45—62; ас-Са‘лаби. Кисас, 209—210, 215—221; ал-Киса’и. Кисас, 301—304; ал-Байдави. Тафсир, 1, 152—156, 578—589; Rudolph. Die Abhangikeit, 75—78; Horovitz. Untersuchungen, 138—140; Sidersky. Les origines, 142—144; Abd al-Jalil. Marie et le Coran. P., 1950; Paret. Kommentar, 64—65, 323—324; Wansbrough. Studies, 41; Beltz. Sehnsucht, 132—133; A. J. Wensinck. Maryam.—EI, 3, 367—370.
М.Б.Пиотровский