Х̣АЙДАРӢЙА (х̣айдарӣ) — общее название трех суфийских и шиитских групп, функционировавших в Иране и сопредельных странах в средние века и новое время.
1. Весьма значительная суфийская группа (та’ифа, гурух, джама‘а), появившаяся в Хорасане в конце XII в. и принявшая название по имени основателя — шайха Кутб ад-дина Хайдара Зава’и (ум. в 1221 г., похоронен в Заве, названном Турбат-и Хайдари). Традиция считает его тюрком, выходцем из Средней Азии и последователеми школы среднеазиатского мистицизма Ахмада ал-Йасави (ум. в ‘1166 г.), разделявшим некоторые положения учения каландарийа: он требовал от своих последователей строгого подвижничества (рийада) и длительного затворничества (‘узла); именно он ввел в практику обычай носить железные браслеты на руках и на ногах, ожерелья на шее, кольца в ушах и на пальцах рук, а также на мужском половом органе (дабы воспрепятствовать общению с женщинами). Поначалу X. быстро распространилась в регионе, включая Сирию, Малую Азию и Индию, но вскоре из-за суровости предписаний, которыми должны были руководствоваться члены группы в повседневной жизни, ее популярность упала, численность приверженцев резко сократилась, общины либо распались, либо влились в каландарийа, действовавшее в тех же областях.
2. Другое название — мирхайдари. Шиитское (имамиты) братство, появившееся в конце XIV — начале XV в. в Иране и широко распространившееся по всей стране. Основатель-эпоним — Султан Мир Хайдар Туни (ум. в Тебризе в 1427 г.), возводивший свое происхождение к имаму Мусе ал-Казиму. Он родился в Баку, много странствовал, проповедуя идеи имамитского шиизма, и осел в г. Тун (Хорасан). В 10-х годах XV в. он обосновался в Тебризе, где получил поддержку от склонявшихся к шиизму Кара-Йусуфа (1389— 1420) и Искандера б. Йусуфа (1420—1438) Кара-Коюнлу. X. пользовалось значительным влиянием в городах и крупных селениях среди ремесленников, купцов и торговцев, в каждом из которых они составляли единую общину (хайдари-хане) во главе с выборным руководителем, жили компактной группой в соседствующих кварталах (например, в Ширазе было пять кварталов, в Дизфуле — три, в Исфахане — шесть и т. д.) и в праздничные дни носили особые одежды: чалму, закрученную в пять складок, на плечах невыделанную баранью шкуру; в правой руке — посох-дубинка, в левой — пастуший рог. Они придерживались шиизма имамитского толка, не вдаваясь в изощренные богословские тонкости, и публично поносили трех первых халифов и сподвижников (асхаб) Пророка. Когда братство ни‘маталлахийа (первоначально суннитское, шафи‘итского мазхаба) укрепилось в Тебризе и других городах Ирана при поддержке суннитской династии Ак-Коюнлу (главным образом Узун-Хасана, правил в 1468— 1478 гг.), оно встретило в лице X. яростного врага и соперника. В основе вражды лежали религиозные мотивы. Как правило, столкновения происходили во время дней шиитского траура в мухарраме или же во время местных и общемусульманских праздников. Обе городские общины (хайдари-хане и ни‘мати-хане) шли «стенка на стенку», кулачные бои перерастали в кровавые побоища с жертвами и увечными с обеих сторон. Власти не только не мешали этим столкновениям, но, наоборот, стравливали общины, переадресовывая социальное недовольство низов. При Мухаммад-шахе Каджаре (1834—1848) началась борьба с этим социальным злом иранских городов, которая не привела к решительным результатам, и только в 20—30-х годах XX в. благодаря суровым репрессиям: властей был положен конец четырехвековым побоищам (с 70-х годов XV в., Тебриз) в городах.
3. Община «крайних» шиитов (гулат), возникшая среди части туркменских племен, кочевавших в Анатолии, Сирии и Азербайджане, в 60-х годах XV в. и считавших себя муридами и последователями Хайдара б. Джунайда — пятого пир-и муршид суфийского военно-духовного ордена сафавийа (основатель-эпоним шайх Сафи ад-дин Исхак, 1252—1334). Хайдар б. Джунайд был главой ордена в 1469—1488 гг., и именно он ввел обычай для сторонников ордена носить отличительный головной убор (тадж) — высокую с тонким столбиком шапку (кулах) из войлока красного цвета с накрученной вокруг нее чалмой в 12 складок либо сшитую из 12 клиньев того же цвета. Отсюда прозвание его сторонников (а затем и Сефевидов) — кызылбаш («красноголовые»). X. считают, что ‘Али — божество (илах), или божественная истина (хакк), а шайх Хайдар (впоследствии его сын Исма’ил I) — это воплощение ‘Али. Они твердо верили, что существует переселение душ (танасух), что их муршид обладает даром прощать грехи, что Коран сотворен и что после смерти Мухаммада он был в корне сфальсифицирован при Омейядах. Поэтому божественные откровения представлены не в Коране, а в Диван-и Хита’и («Собрание стихотворений») Исма‘ила I. При Исма‘иле I (1502—1524) X. была частью физически уничтожена, а часть ушла в Малую Азию, где реминисценции их взглядов проявились в доктринах братства бекташийа.
Лит-ра: Даулатшах, 192; аш-Шуштари. Маджалис, 17, 132; Бустан ас-сийаха, 188; Хондамир. Хабиб, 2. 332; Нузхат ал-кулуб, 792—793; Карбала’и. Раузат, 1, 467—468, 597 — 598; Петрушевский. Ислам, 345; Trimingham. Orders, Index; Fasa’i, 161 —162, 264 – 265.
О. Ф. Акимушкин