ал-Гада’ири, Ахмад б. ал-Хусайн б. ‘Убайд Аллах аш-Ши‘и (ум. в середине XI в.) — верховный судья (кади ал-кудат) Баб ал-абваба (Дербента). Его отец, Абу ‘Абд Аллах ал-Гада’ири (ум. в 1020 г.), — автор многих сочинений и духовный наставник таких известных представителей шиитского ислама, как Абу-л-‘Аббас ан-Наджаши (ум. в 1058 г.)
ал-Газигумуки, ‘Абд ар-Рахман (Абдурахман Газикумухский) б. Джамал ад-дин (Джамалуддин) ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагистани (1837–1901) — известный дагестанский учёный, литератор, историограф народно-освободительного движения 20–50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе. Сын известного дагестанского муршида, шайха Джамал ад-дина Газикумухского (ум. в 1866 г.), брат жены Шамиля — Захиды (Захидат) и муж его
ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).
ал-Джазба — психотехнический термин практического суфизма, означающий «путь божественного привлечения» и существующий наряду с «путем обучения» (ас-сулук). Ал-Дж. не встречается в Коране ни в этой, ни в какой-либо другой из однокоренных форм. Детально этот термин, скорее всего, был разработан в трудах последователей учений братьев ал-Газали: Абу Хамида ал- Газали (1058-1111)—
ал-К̣ИЙА̄С («аналогия») — суждение по аналогии, одна из категорий независимого суждения ар-ра’й, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов. Ал-К.— сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Этот метод, в основе которого лежит логика Аристотеля, широко использовался римско-византийскими юристами. Применительно же к исламскому
aл-Маргинани, Бурхан ад-дин ‘Али б. Аби Бакр б. ‘Абд ал-Джалил ал-Фаргани ар-Ришдани (1118–1197) — известный факих-ханафит, автор многочисленных книг по фикху.
ал-Мурджи’а (араб., «откладывающие суждение», синоним асхаб ал-ирджа’) — мурджииты, общее название категории мусульман, обособившихся нейтралистской позицией в оценке борьбы за власть в раннем исламе, позже — ряд догматических школ, идентифицировавших веру (иман) исключительно со словесным признанием (икрар, или тасдик би-л-каул) ислама независимо от поступков (‘амал) человека.
ал-Мутарризи, Абу-л-Фатх Насир б. Аби-л-Макарим ‘Абд ас-Саййид б. ‘Али ал-Хваризми (1144–1213) — известный факих-ханафит, филолог-грамматист. Родился в г. Джурджанийа (Хваризм) в год смерти аз-Замахшари (1075–1144) — знаменитого хорезмийского филолога и автора му‘тазилитского комментария к Корану. Став авторитетным филологом и ревностным сторонником му‘тазилизма, ал-М. был прозван современниками «преемником» (халифá) аз-Замахшари.
ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.