ал-Усиши, ал-хаджж Дауд б. ‘Али б. Мухаммад (1655 или 1686–1757) — дагестанский учёный-энциклопедист, автор популярных на Северном Кавказе трудов по грамматике арабского языка, логике и шафи‘итскому толку ал-фикха.
ал-Фаргaни Са‘ид ад-дин Мухаммад б. Ахмад, в персоязычной литературе называемый так же Са‘ид-и Фаргани (ум. между 1292 и 1301 гг.), — выдающийся представитель суфийской школы Мухйи ад-дина Ибн ал-‘Араби (1165–1240), автор нескольких значительных сочинений по теоретическому суфизму.
ал-Хаджж (араб. «паломничество») из России — одна из главных манифестаций принадлежности к мусульманской общине и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства и общины мусульман. Труды средневековых мусульманских историков и географов показывают, что у мусульманского населения территорий, вошедших в состав России, на протяжении веков сложилась устойчивая практика ал-Х.
ал-Чистави Мухаммад-Закир б. ‘Абд ал-Ваххаб б. ‘Абд ал-Карим ас-Суснави, он же Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов, 1815 или 1818 — 1893) — имам, мударрис и суфийский наставник первого прихода г. Чистополя.
ал-‘Аййаши, Мухаммад б. Мас‘уд Абу-н- Надр ал-‘Аййаши ас-Сулами ас-Самарканди (ум. ок. 932 г.) — теолог, фака, крупнейший представитель самаркандской школы ученых-шиитов. В молодости он был суннитом (‘аммий ал-мазхаб), слушал и собирал хадисы суннитских ученых, написал даже биографии первых халифов, в том числе Му‘авии, но затем «прозрел», как пишут шиитские авторы,
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
ан-Нисба (араб., перс. нисбат) — «связь», «отношение» индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией, занятием, по которым большинство мусульманских деятелей имеет «вторичное» имя. Кроме того, ан-Н. — один из основополагающих психотехнических терминов исламского мистицизма, означающий духовную связь шайхом и его учеником.
Апанаевская Мадраса (известна также под названием Приозерная, а с начала XX в. — Касимийа, по имени последнего имама. Второй соборной мечети) — одно из старейших учебных заведений Казани. Становление А. М. восходит к 70-м гг. XVIII в., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть (Апанаевская) и учрежден новый мусульманский